"Бюджет превратился в сплошное заимствование": Юлия Тимошенко о МВФ, земле и карантине

"Если этот бюджет начнет работать, мы с вами будем страной, в которой долг государства будет равняться годовому ВВП"

"Бюджет превратился в сплошное заимствование": Юлия Тимошенко о МВФ, земле и карантине

В студии программы "Украина с Тиграном Мартиросяном" - лидер партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко, которая рассказала о своем отношении к карантину в Украине, закону о продаже земли, сотрудничеству с МВФ и т.д.

Тигран Мартиросян: Юлия Тимошенко, лидер партии "Батьківщина" в студии вместе со мной. Юлия Владимировна, добро пожаловать.

Юлия Тимошенко: Доброго вечора.

ТМ: Здравствуйте. Рад вас видеть.

ЮТ: Взаимно.

ТМ: Вот, этим вопросом я задался сегодня, прочитав отчеты Международного валютного фонда, что если так сильно пострадает экономика США, европейских государств, Индии, Японии, Китая, то что ждет нашу экономику, которая, скажем так, в состоянии развития сейчас находится. Вот как нам ответить на этот вопрос, не загоняя самих себя в серьезную депрессию сегодня?

ЮТ: Ну, честно говоря, в состоянии развития, это вы мягко, безусловно, сказали. Потому что реальная картина очень сложная, и мы все это знаем. Но то, что касается Международного валютного фонда, я думаю, вы точно знаете, что несколько дней назад, мне кажется, с 13 числа, Международный валютный фонд начал прощать долги 25 странам, которые имеют слабые экономики, которые считаются самыми бедными в мире. Так вот странно, что наша команда власти не обратилась в Международный валютный фонд с совершенно четким требованием наши долги простить нам. Мы честно платили по всем долгам, мы платили сумашедшие проценты всем инвесторам, которые нам заимствовали. Вся экономика и финансы страны были построены на долговой зависимости. И когда пришел коронавирус, эпидемия, и падают даже экономики в таких странах, как Соединенные Штаты, в Европейском Союзе падает экономика, в каждой стране мира, столкнулись с этой проблемой. То Международный валютный фонд 25 странам упраздняет долги, практически прощает, прощает. А Украина, за то, чтобы реально нам выжить, нам поставили условие, что если нам дадут несколько миллиардов снова в долг, оставив тот старый долг колоссальным и таким, что страна оплатить сегодня не может, за это мы должны отдать землю, за это мы должны отдать стратегическую собственность, за это мы должны отдать свой суверенитет и право управлять своей страной. То есть, другими словами, нам дают вот такую кипу нарезанных бумаг, называют деньги, их можно печатать сколько угодно, потому что эмиссионные центры в одних руках находятся, а нам говорят отдать 72% территории.

ТМ: Юлия Владимировна, мы вернемся к этому разговору, у нас сейчас срочное включение. Мне подсказывают, мы дозвонились и нам удалось наладить связь с Вадимом Новинским, народным депутатом Украины. Вадим Владиславович, рад вас приветствовать, добрый вечер, здравствуйте.

ВН: Здравствуйте.

ТМ: Сегодня вы написали у себя на странице в Facebook о том, что вами был пройден тест на вирус COVID-19 и он дал положительный результат. Ваше самочувствие, прежде всего, как вы себя чувствуете сейчас?

ВН: Чувствую себя прекрасно. Я, согласно с рекомендациями Министерства здравоохранения о том, что, если имел контакты с теми людьми, которые заболели коронавирусом, поехал пройти тест. Прошел тест, он дал положительные результаты. Температура 36,8, как я написал в Facebook. КТ такой результат, что у меня легкие абсолютно чистые. То есть, я чувствую себя очень хорошо. Если бы не результат теста, если бы врачи мне не сказали, что я чем-то таким заражен, каким-то коронавирусом, я бы этого не почувствовал, скажем так.

ТМ: Вадим Владиславович, вы, насколько я понимаю, сейчас в изоляции находитесь, верно?

ВН: Да, мне врачи порекомендовали побыть несколько дней под наблюдением, оставили меня в больнице. И прохожу здесь дальше какой-то курс лечения.

ТМ: Я тогда вас долго не буду задерживать, желаю вам скорейшего выздоровления.

ЮТ: И я хочу присоединиться к этому пожеланию, выздоравливайте, пожалуйста.

ТМ: И все наши телезрители к этим пожеланиям присоединяются.

ВН: Спасибо, я вам тоже желаю 36,6, и чтобы у вас все было хорошо.

ТМ: Я уверен, что через короткий промежуток времени мы с вами встретимся в этой студии. Я этого очень жду, Вадим Владиславович. До скорой встречи, спасибо. Вадим Новинский был с нами на прямой связи.

ЮТ: Если мы сейчас уже заговорили об эпидемии, это очень важно, потому что каждая страна, когда эпидемия накрыла страны, заботится о тех людях, которые могут защитить весь народ. И у нас, и в любой другой стране, это медики. Понимаете, очень больно режет сердце. То, что именно медики и остались у нас не защищенными. Мы слышим от президента, летящие самолеты, груженные миллионами масок, с костюмами защитными, с лекарствами профилактическими и те, которые могут лечить. Каждый день летят самолеты, и мы принимаем какие-то товары. Но. Медики, санитарочки, медицинские сестрички, врачи, непосредственно сегодня защищают каждого из нас, они остались без ничего. И самое неприемлемое - что среди заболевших сегодня на коронавирус, по сути, треть - это медики.

ТМ: Сегодня появилась информация о том, что в Италии только 120 врачей, медиков умерли.

ЮТ: Вы понимаете, насколько это важно сейчас на это обратить внимание, потому что в Виннице, например, обвинили медиков в том, что это они виноваты, что заразились. Нет никаких централизованных обеспечений медиков всем. Но сегодня надо шире ставить вопросы. Когда эпидемия пошла по миру, все страны поняли, что медицина не может так финансироваться и так организовываться, как она была до эпидемии. Что сегодня медицина, здравоохранение людей становится, по сути, неотъемлемой частью безопасности каждой нации, каждого народа. И если страна не обращает внимания на то, что надо полностью перестроить систему здравоохранения, то тогда следующие удары будут еще более уязвимыми.

ТМ: Что успешно сделали в Китае, что все сегодня летят за масками и за защитой.

ЮТ: Абсолютно. И как раз и за дыхательными аппаратами, искусственного дыхания, и за лекарствами, и за масками, и за всем.

ТМ: Мы перестроились, Юлия Владимировна? Вот, недавно были проголосованы изменения в бюджет для того, чтобы в том числе переориентировать экономику сегодня, социальную сферу, бюджет перекроить, чтобы более пропорционально реагировать на те вызовы, которые встали перед страной, для этого в первую очередь был этот шаг предпринят правительством и парламентом. Насколько это эффективно было сделано и как скоро мы ощутим, что страна адаптировалась в реальных условиях?

ЮТ: В контексте бюджета, то вопрос, который вы задали, я хотела бы все-таки завершить вопрос медицины, потому что бюджет также и о медицине.

ТМ: Абсолютно, я об этом и говорю.

ЮТ: И могу сказать, что сегодня недопустимо - чтобы в новых реалиях продолжалась реформа Ульяны Супрун, системы здравоохранения. То есть, чтобы продолжали то, что делали при предыдущем президенте, когда почти была ликвидирована нормально работающая система здравоохранения. И сегодня недопустимо, чтобы шли по тому же сценарию. А в программе правительства, бюджетом обеспечен, сейчас прямо приняли строчку, что реформа медицинская, которая была у предыдущего президента, будет сейчас продолжаться. Это надо менять. Что касается бюджета, вы правильно задали вопрос. У меня сейчас в руках практически находится этот документ. У нас было две стратегии, которыми мы могли двигаться. Первая стратегия - это так, как сделал Международный валютный фонд для 25 стран - реструктуризировать или прощать долг, или давать каникулы. У нас треть бюджета, каждая третья гривна в бюджете этого года платится по долгам. И нам надо было эти долги убирать. И тогда у нас было бы и на медицину, и на образование, и на защиту людей и на то, чтобы помочь людям.

ТМ: Треть бюджета мы будем отдавать по долгам, если сохраним действующую доходную часть, которая была запланирована. Но это вряд ли удастся сделать.

ЮТ: Нет. Смотрите, треть - это была запланирована в бюджете. И надо было это снимать.

ТМ: Сейчас может быть и половина.

ЮТ: А что сделали? Напротив этот бюджет сделали бюджетом новых заимствований, нового долга, на себя набирают. И для этого они отдали землю, для этого они сейчас будут отдавать стратегическую собственность Украины, а за это будут в долг, в кредит нам давать несколько миллиардов долларов. И когда вы посмотрите на бюджет, здесь есть еще одна вещь, которую я хочу завтра, собирая лидеров фракций, обсуждать на собрании лидеров фракций. Сняли 120 миллиардов гривен из доходной части бюджета. Чтобы просто люди ориентировались, 120 миллиардов гривен - это половина Пенсионного фонда. Это пенсия половины пенсионеров за весь год. Так вот, ее сняли с доходной части. Знаете, почему? Не потому, что у нас провал с бюджетом, а потому, что закрыли, прикрыли те коррупционные схемы, которые господин Уманский, вы знаете, министр финансов, который проработал у господина Зеленского всего три недели. И когда пришел беспристрастный, профессиональный министр финансов Уманский, он зашел в финансы, и увидел, что каждый месяц в среднем 10 миллиардов гривен прямо на базе коррупции убирается.

ТМ: Но сказал об этом господин Уманский, к сожалению, уже когда был отправлен в отставку, а не во время работы.

ЮТ: Нет. Когда он пришел и раскрыл этот коррупционный клубок, он пошел к президенту. Он положил все документы. Он сказал президенту, премьер-министру, всем, кого он мог, в том числе Верховной Раде, он сказал, что здесь каждый месяц на базе коррупции убирается 10 миллиардов гривен.

ТМ: И его, вы думаете, поэтому отправили в отставку?

ЮТ: Да. Его просто отправили в отставку, а уже сегодня его уже начали преследовать. То он какие-то долги не вернул, то еще что-то. Но на самом деле они сняли с доходной части бюджета 120 миллиардов, а как следствие, сняли заработную плату из молодых учителей в этом бюджете, сняли с инвалидов, те программы, которые для инвалидов делались, сняли из регионов, при децентрализации, сняли из регионов миллиарды гривен. Отменили, по сути, расходы развития. И многое другое. То есть этот бюджет превращает Украину в базе коррупции, выявленная господином Уманским, превращает Украину, по сути, в стопроцентного должника. Мы скоро не будем иметь доходов бюджета, будем первой страной в мире, а будем только заимствовать.

ТМ: Но с другой стороны, Юлия Владимировна, а чего можно было ждать, если мы говорили о секвестре бюджета? Секвестр – значит сокращение расходной части. Даже анализируя отчет МВФ, даже международные эксперты говорят: никакая из стран не пройдет безболезненно этот кризис. Но где найти баланс?

ЮТ: Надо было не увеличивать долги, не отменять, прикрывая коррупцию, 120 миллиардов гривен доходов бюджета, об этом я буду завтра говорить в парламенте отдельно. Надо было не сокращать расходы развития, так ни одна страна не делает. Наше предложение, которое мы дали и президенту, и премьеру, и профильному бюджетному комитету: первое - закрыть коррупцию доходам бюджета. Для этого надо освободить налоговика главного и главного таможенника. Два человека, которые пришли из правительства и из команды Порошенко в правительство Зеленского, по сути, остались там, и сейчас они продолжают ту же коррупцию. Поэтому первое - надо было не сокращать 120 миллиардов. 120 миллиардов - это половина того, что Международный валютный фонд собирается нам дать. Ну, представьте, мы отменили доходы, а теперь берем у Международного валютного фонда. Второе: нам надо было немедленно начать переговоры с кредиторами, со всеми, кто заимствовал стране деньги, с МВФ, о том, чтобы нам дали минимум на пять лет каникулы долговые. И это было возможно сделать. Смотря, что МВФ 25 странам вообще простил эти долги, то Украина могла этого добиться.

ТМ: Вчера на вашем месте был Давид Арахамия, глава фракции, я вчера прямо вашими словами сказал Давиду Арахамии. Говорю, слушайте, ряду стран простили долги. Давид Арахамия говорит – это африканские страны, страны третьего мира, давайте не сравнивать Украину, мы платежеспособны. Потом я говорю: можно же было договориться реструктуризовать эти долги, может быть, переодолжить, или отсрочить по выплатам. Он говорит, это сегодня невозможно, потому что сегодня такое положение дел, что в МВФ на это не идут. А те, кто говорят, что это возможно, занимаются политиканством. Где тут истину найти обывателю, нашему зрителю в данный момент? Можем реструктуризовать, или это невозможно?

ЮТ:Истина находится в факте - 25 странам мира, которые бедные, отменили долги. Мы - страна бедная. У нас один из самых низких в мире доходов на душу населения. У нас бюджет превратился, по сути, в сплошное заимствование. У нас собственных доходов скоро не останется. И мне очень жаль, что люди, которые ничего не понимают ни в финансах, ни в экономике, сегодня вот такую ​​предлагают стране долговую яму. Если этот бюджет начнет работать, мы с вами будем страной, в которой долг государства будет равняться валовому внутреннему продукту годовому. Вы представляете, что это уже граничит с системой национальной безопасности страны.

ТМ: Тот случай, когда, возможно, мы все, что будем зарабатывать, будем отдавать.

ЮТ: Да. Поэтому я третье хотела сказать, и это очень важно. Третье, что нужно делать в этом бюджете - ни в коем случае, пальцем не трогать денег, которые непосредственно идут как расходы развития, на экономику, на то, чтобы разогреть экономику. Их здесь отменили в большом количестве. И не трогать социальные деньги, которые идут людям. А здесь на восемь миллиардов сократили даже субсидии жилищно-коммунальные людям в этом бюджете. И могу вам сказать, что этот бюджет - это бюджет дальнейшей стагнации Украины. И поэтому, я надеюсь только на то, что как можно скорее люди, которые не понимают, что делать со страной в эпидемию, в финансово-экономический кризис, просто честно признают, что они не могут управлять страной и передадут это в руки тем, кто может это делать реально, и кто может реально составить бюджет, провести переговоры о реструктуризации долга, и дать людям ощущение защиты. Сегодня люди не защищены. На 22% увеличилось количество безработных в стране, и мы продолжаем идти губительным путем, когда люди, которые реально больные, которые реально в группе риска находятся, которых реально надо на карантин поместить, они сегодня гуляют по Украине. Например, сотни тысяч тех, кто приехали из-за рубежа, их же никто на карантина не размещал на обсервацию. Это только первую группу, которая из Уханя приехала, такая была большая пиар-кампания, когда их разместили на обсервацию. А на самом деле надо было всех людей ...

ТМ: Проведено все было не безукоризненно.

ЮТ: Не в этом дело, а в том, что надо делать и дальше так.

ТМ: А как вы думаете, всех людей, которых мы возвращали, реально было разместить на обсервацию? Мы к этому были готовы, чтобы столько койко-мест, больниц?

ЮТ: Я могу сказать, что надо делать в этой истории. В Кабинете министров на этот случай есть резервный фонд. Весь гостиничный бизнес, все санатории остались без клиентов, они не работают. Теряют доходы владельцы гостиниц, и в том числе и государственные такие заведения - санатории и медицинские помещения. Что надо было делать? Из резервного фонда оплатить людям это для того, гостиницы, санатории, питание, и это возможно сделать. И разместить людей в нормальные условия, а не так, как размещали в гостинице "Казацкая", что людям не дали ни поесть, что они должны были сами заплатить за гостиницу, а потом из окон выпрыгивали и бежали к себе домой. Так вот, я хочу сказать, что люди, которые в группе риска гуляют по стране ...

ТМ: Их нужно было, вы полагаете, разместить на обсервации?

ЮТ: А те люди, которые работоспособны, которые могут нормально работать и здоровые, вместо того, чтобы их защитить как следует масками, перчатками, дезинфекцией, всем, чем угодно, измерением температуры, тестированием, и дать им возможность работать, их держат дома.

ТМ: Так сделали в Великобритании, Юлия Владимировна. И мы видим, чем это закончилось. То есть, тут непрогнозируемый сценарий тоже. Рисковано.

ЮТ: Я - оппозиционный политик. Мне сейчас легче всего сказать: да нет, сидеть дома, карантин, потому что это популярно, давайте это делать. Я никогда этого не скажу. Потому что у меня есть перед глазами пример мира. Италия, как вы считаете, у нее сегодня тяжелее ситуация по эпидемии?

ТМ: Едва ли не самая сложная в мире.

ЮТ: Они за минувшие сутки потеряли 602 человека, умерли. Но что делает Италия, я прямо цитирую. Они со вторника смогут открыть книжные магазины, магазины канцелярских товаров, детские магазины, магазины, безотлагательно нужны людям. И они сегодня начинают понемногу, имея 602 умерших в сутки, а у нас 10, они начинают понемногу, при защите людей ... Тут не надо выбирать, что защищать - человека или защищать экономику. Не существует такого выбора. Существует разумный подход в карантин и разумный подход к поддержке экономики. Как вы считаете, в Испании, вы помните, как вообще ситуация тяжелая? Там за последние сутки умерло 324 человека. С понедельника работники, внимание, фабрик, строительных компаний и многих отраслей получили разрешение выходить на работу при условии соблюдения строгих норм безопасности.

ТМ: Вы полагаете, что Украина тоже сегодня должна пойти по этому пути, да?

ЮТ: Я вам могу сказать, что наша стратегия должна была с первого дня быть такой. Что мы изолируем группы риска - пожилых людей, детей, больных, и здесь тестирование имело значения, потому что у нас до сих пор тестирования одно из самых низких в мире. И плюс люди, которые приехали из-за границы, которые были контактные, их изолировать. А других людей максимально защитить, максимально создать все условия. Например, в транспорте, в метро измерять температуру на входе, надевайте маски, перчатки на входе. В метро пусть дежурит Национальная гвардия, полиция, чтобы люди не были без систем защиты, и на выходе то же делайте.

ТМ: Но чтобы люди не были без системы защиты, нужно их обеспечить системами защиты.

ЮТ: Правильно. На входе на работу измеряйте температуру, проводите тесты, допускайте только здоровых людей в системах защиты. Но нельзя делать так, как у нас наоборот. Все группы риска ходят по городам, по базарам, по всем возможным местам общего сбора людей, а те люди работоспособные, и те кто может работать - намертво изолированные и то, что я вижу сейчас ... Я хочу вам сказать - Дания первая в Европе открыла детские сады, начальные школы после карантина. Норвегия - просто почти полностью все снимают, Чехия - она ​​открыла почти все уже. Я хочу сказать, что нам нужно разумно относиться к людям и к нашей стране. Но следить за ситуацией. Вот что сейчас, например, говорит премьер-министр и главный санитарный врач? Они говорят, если ситуация будет с показателями ухудшаться, будем пролонгировать карантин. Но им надо послушать немецких профессоров, биологов, эпидемиологов, которые сказали, что те цифры, которые объявляются, они не имеют ничего общего с реальностью. Знаете, почему? Потому что они зависят не от того, сколько людей заболели, сколько людей в каком состоянии и сколько умерли, а только от количества тестирования. Понимаете? Мы начали делать больше тестов и выявлять больше заболевания.

ТМ: Да, мы делаем сейчас меньше тестов, чем во всех соседних государствах, порой даже в десятк раз.

ЮТ: А немцы провели исследования и сказали, что 15% людей в стране, ориентировочно, имеют уже иммунитет к этой болезни, они переболели ранее.

ТМ: Премьер-министр, тем не менее, сказал о том, что в мае, возможно, если все будет хорошо, мы сможем выйти на работу. Денис Шмыгаль такое заявление сделал. Это реально, готовиться нам к этому, или лучше себя не тешить надеждами, учитывая то, что у нас сегодня, например, антирекорд, к сожалению.

ЮТ: Я могу вам сказать, что сегодня в Испании 300 с чем-то умерших, у нас 10. И это в пределах этой статистики, которая была все предыдущие годы. Я не говорю ни в коем случае, что надо смягчить безопасность защиты людей, чтобы здесь не рассматривали это как альтернативу. Максимальная безопасность, максимальная система защиты, но нам надо начинать возвращаться к людям, что они не могут жить без заработной платы, без работы, без минимальных услуг. Просто выбрана была сначала абсолютно неправильная стратегия, понимаете? Скажите пожалуйста, честно скажите, вот у нас есть сегодня карантин? Вы посмотрите на улице, вы посмотрите на магазины, вы посмотрите на все. То есть, мы выдаем желаемое за действительное, а реально убиваем сегодня возможности страны пережить этот тяжелый период, принимая такой бюджет и перевернув карантин с ног на голову. Вот что делается. И поэтому, мы как команда, мы, безусловно, в оппозиции, а мы советуем каждую минуту, что делать. В бюджет мы подали сотни замечаний, как его надо сделать правильно. Но, к сожалению, вот такие все вещи, они формируются извне. Вы задали вопрос, почему реструктуризируют долг. Вот интересно, почему реструктуризируют государственный долг?

ТМ: А давайте с этим разберемся. Вот тут есть два варианта, Юлия Владимировна.

ЮТ: Да, важный вопрос вы задали.

ТМ: Очень существенный вопрос, потому что в принципе тут вариантов ответа два. Первый вариант: в МВФ на это не идут, говорят, уважаемая Украина, ну вот не хотим. Давид Арахамия тоже говорил, нужно ради справедливости отмечать, сегодня, наверное, ряд стран обратились к МВФ с просьбой реструктуризовать долги. 

ЮТ: Мы переговоры не начали.

ТМ: Сегодня было сообщение от представителя МВФ, что мы находимся в переговорном процессе с Украиной.

ЮТ: Нет, мы не начали переговоры с кредиторами о реструктуризации. Знаете, почему не начали?

ТМ: Почему?

ЮТ: Вот я хочу причину сказать. Потому что все последние годы, и предыдущие пять лет, и сейчас год, на украинском бюджете зарабатывают наибольшие проценты на вложенные деньги по предоставленным нам кредитам. Я хочу вам сказать, что таких процентов не платит вообще никто в мире. Мы платим просто последние деньги из бюджета на гигантские проценты по тем долгам, которые взяли.

ТМ: Мы должны об этом говорить, что мы должны в этом году 18 миллиардов долларов, из них только один миллиард мы должны МВФ. Верно, плюс-минус? Все остальное мы должны по евробондам, частным инвесторам, частным лицам, которым продали облигации.

ЮТ: По облигациям внутреннего государственного займа, да. И вот там самые проценты вообще, какие только могут быть.

ТМ: А как с ними договариваться со всеми?

ЮТ: Никак. Просто нас много лет, и последний год, нас просто сдавали, понимаете? И теперь эти кредиторы, инвесторы и все остальные, они, по сути, как внешние силы, свое влияние лоббистское. На правительство, на президента, а они, безусловно, на парламент.

ТМ: Своих представителей имеют.

ЮТ: Внешнее управление нас продолжает по кредитам раздевать на проценты, которые непосильны нашей стране. И поэтому грамотный переговорный процесс во время пандемии мог бы страну спасти реально. Но он даже не начат. И я все равно хочу вернуться к этому вопросу, потому что он важен. Я сегодня была в Администрации президента, и я сегодня сделала шаг, который я хотела бы, чтобы люди знали. Потому что бюджет и деньги МВФ, несколько миллиардов, которые нас не спасут, нам дают за то, что Зеленский решил продать землю, наклонил парламент, чтобы принять закон о продаже земли, и они хотят таким образом закрыть эту дыру. А потом что будут продавать? Так вот, я сегодня к президенту пошла с открытым письмом. В этом письме было написано, что у президента как у лидера нации не может быть безразлично отношение к 73% людей, которые против продажи земли. А это показала социология последняя, ​​что на референдуме люди проголосовали бы против. Он не может относиться безразлично ко всем аграриям, которые выступили против закона этого, и не может быть равнодушным к 466 общинам, которые на своих областных, районных и городских советах приняли обращение к президенту этот закон не принимать и не подписывать. Я сегодня, учитывая, что карантин не позволяет этим людям прийти к президенту, я пришла от их имени к лидеру государства, и я ему передала письмо с просьбой наложить вето на закон о распродаже земли, так как этот закон нарушает фундаментальное право каждого человека в Украине владеть своей землей. Народу Украины как собственника земли. Он как президент не может не считаться с мнением народа.

ТМ: Есть вероятность, что президент поступит именно так и наложит вето?

ЮТ: Я его предупредила, что в этом законе нарушены пять статей Конституции относительно процедуры принятия закона и 18 статей Конституции относительно вообще продажи земли без согласования народа на референдуме. И я его предупредила о следующем: если он не накладывает вето, он, если не станет президентом, а такое случается, мы видим, он будет отвечать по трем статьям Уголовного кодекса. Это 109 статья Уголовного кодекса, это действия, направленные на разрушение конституционного строя, потому что конституционный строй - это когда народ распоряжается своей собственностью. Это 110 статья - это посягательство на территориальную целостность, так как сельскохозяйственная земля составляет 72% территории Украины, и это 111 статья - это то, что касается угрозы суверенитету, территориальной целостности, обороноспособности государства, экономической безопасности. Я могу сказать, что в то время, когда все страны, видя, что пандемия меняет мир, меняет мир потому, что каждая страна сделала вывод - сегодня можно полагаться только на себя. И если страна не способна противостоять таким вызовам, то страна просто теряет возможность жить. И сейчас Организация Объединенных Наций сделала заявление, что после пандемии голод будет главной проблемой человечества. И в это время президент продает землю. Это означает, что он действует против национальных интересов государства.

ТМ: Давайте ради справедливости скажем о нескольких вещах. Первое, что рынок земли, даже в случае подписания президентом закона, будет открываться через год, и при условии, что в одни руки будет продаваться 100 гектаров. Об этом часто говорят представители власти, вот вчера Арахамия об этом говорил.

ЮТ: Я хочу это прокомментировать.

ТМ: А продажи для юрлиц откроются аж с 2024 года. На этом акцентируется внимание.

ЮТ: Вот я хочу прокомментировать этот обман. Понимаете, насколько это большой обман. Во-первых, все знают, что в этом законе президент дал право владеть украинской сельскохозяйственной землей иностранным банкам. Это первое.

ТМ:  Не прямо, вы имеете в виду?

ЮТ: Прямо владеть. Прямо. Это прямо прописано в законе, я вам цитату из этого закона направлю на вашу электронную почту. Это первое. Второе - 100 гектаров для фермера ... Я скажу так: чтобы построить фермерство, страны где-то примерно тратили по 40-50-60 лет. Польша - 15 лет потратила на то, чтобы фермерство построить. Они отдают право 100 гектаров купить нашим крестьянам, всего чуть-чуть больше, чем на год этим законом, а потом, когда они не успеют за год купить ничего, особенно после эпидемии, которая разрушила их экономическое положение, после того вступают в силу корпорации, в том числе которых на 70-80% иностранное учредительство. И мы с вами просто облапошены полностью информационной такой пропагандой, которая сказала, что что-то будет фермерам. Фермерам там не будет ничего. И украинцам там не будет ничего. Мы останемся с вами без хотя бы минимально качественной продукции питания, потому что ее фермеры сегодня делают.

ТМ: Но 100 гектаров в одни руки, это разве не меньше, чем в соседних странах, которые мы приводили в пример, когда критиковали земельную реформу? Мы говорили – в Польше 500 в руки, 400…

ЮТ: Извините, у них 50-60-70 лет 100, по 200, по 300 гектаров в одни руки. Вот у нас всего чуть больше чем на год это получается. А затем - по 10 000 гектаров в одни руки, и в том числе корпорациям, которые имеют иностранных учредителей. Я хочу вам сказать, что такого рынка нигде в мире нет.

ТМ: Вы сегодня сказали, что после карантина инициируете общенациональный референдум по этому вопросу, чтобы отменить закон. Что вы имеете в виду, разверните эту мысль.

ЮТ: Это важно очень, да. Правильно вы совершенно спрашиваете. Сейчас я предупредила президента, что если он не наложит вето на закон о продаже земли и поставит свою подпись, это его индивидуальный акт, и он будет отвечать по Уголовному кодексу. Но кроме этого, мы сразу же, как только закончится карантин, начинаем инициацию референдума по народной инициативе. Потому что закон вступает в силу в июне следующего года, и у нас будет время еще провести референдум. Если люди против продажи земли, то этот закон еще может быть отменен.

ТМ: Согласно какому закону о референдуме будет проводиться он?

ЮТ: Конституция. Прямая норма, Конституция.

ТМ: Но там же Конституция ссылается на закон, которого нет, насколько я помню.

ЮТ: Нет, там полностью прописана вся процедура и полностью есть все.

ТМ: А почему тогда нельзя было раньше провести такой референдум, до голосования?

ЮТ: Ранее мы тоже хотели провести этот референдум, но нам обещали, что вот-вот будет принят закон. Потому что президент обещал, что он первый закон, который внесет в парламент, это будет закон о народовластии, и там будет референдум. Но уже скоро будет год, как президент у власти ...

ТМ: Но там внесли какой-то?

ЮТ: Закон о референдуме еще не принят.

ТМ: Да, он внесен.

ЮТ: Он не был внесен первым, он не был внесен.

ТМ: Не первым, да.

ЮТ: И поэтому мы будем инициировать референдум. Но как только президент поставит свою подпись в законе о распродаже сельскохозяйственной земли, мы сделаем две вещи, кроме референдума. Первое - мы сразу идем в Конституционный суд, и там есть множество оснований, 18 статей Конституции нарушено по сути, и пять статей Конституции возбуждено по процедуре. Этот закон в Конституционном суде будет отменен, до того, как вступит в законную силу. И второе, что мы делаем - мы направляем во все компетентные силовые структуры заявление о преступлении президента, что он действует, по сути, вопреки национальным интересам и интересам народа, который он возглавляет, нарушая присягу президента. И когда он не будет президентом, он за это будет отвечать по Уголовному кодексу. Потому что распродавать украинские земли ... Не он ими владеет. Она принадлежит эта земля, всем грядущим поколениям украинцев, а не Зеленскому сегодня и его ближайшему окружению. И поэтому отвечать он будет обязательно. Земля будет украинской.

ТМ: То есть, я правильно понимаю, что позиция политической партии "Батькивщина", чтобы закон о рынке земли, который был проголосован в парламенте, не вступил в силу, и этот рынок, вот в этой форме, он не заработал, согласно той редакции, которая поддержана в парламенте?

ЮТ: Абсолютно точно. Но сделать все возможное, а я бы сказала более четко - мы не дадим этому закону вступить в законную силу, мы не дадим Зеленскому лишить Украину сельскохозяйственной земли. И то, что мы наметили сделать, этого достаточно для того, чтобы этот закон в такой редакции, в таком виде не заработал.

ТМ: Мне говорят представители власти часто: Тигран, вот Юлия Владимировна, когда начался кризис и пандемия, обещала не быть в оппозиции ко власти, не критиковать, в таком трудном положении когда страна находится. И вот посмотри, вот она под Офисом президента, референдум, обращение в Конституционный суд, то есть, по полной критикует и не дает расслабиться, скажем так.

ЮТ: Да, мы обещали помочь защитить страну и людей в этот тяжелый период пандемии. Мы обещали, и мы готовы помочь делать правильные, успешные, эффективные шаги для такой защиты. Но мы никогда в жизни не будем соучастниками того, чтобы в пользу больших, глобальных, спекулятивных финансовых образований продавалась земля, продавалась стратегическая собственность, чтобы ночью в парламенте, во время эпидемии, во время карантина, без людей, без аграриев, принимали закон о распродаже земли. Мы против того, чтобы на коррупционной основе с доходов бюджета снимали 120 миллиардов, оставляя всех людей даже без минимальной помощи во время эпидемии. Мы против того, чтобы превращать страну просто в финансового наркомана, где долги наши будут на базе этого бюджета, равно, по сути, валовому внутреннему продукту. Наши предложения были абсолютно правильными, четкими, и так действовало наше правительство, если бы сегодня работало. Я хочу напомнить, что когда я работала премьер-министром в восьмом и девятом годах, была эпидемия, и был мировой финансовый кризис. Мы не повысили ни на копейку тарифы тогда, и люди имели тарифы где-то примерно в 10-12 раз ниже, чем сегодня. В 10-12 раз. Мы продолжали выплачивать семьям на рождение ребенка, мы в то время повысили медикам и педагогам заработные платы, мы сделали все для того, чтобы страна вышла из этого финансового кризиса, с золотовалютным резервом более 30 миллиардов, и кроме того, наши долги, которые мы оставили Януковичу, после финансового кризиса и эпидемии, были где-то примерно на уровне 30% ВВП, что был самый низкий показатель вообще за все время, которые страна помнит. А в этом бюджете, кстати, заимствования самые крупные за все время независимости нашей страны. Здесь, по сути, мы становимся попрошайками на десятки лет вперед. И наши дети, наши внуки, наши потомки будут по этим долгам платить из собственных заработных плат уже налоги для того, чтобы спасать страну. Мы в этом не договаривались подставить плечо. Надо действовать диаметрально противоположным образом.

ТМ: К нашим зрителям. Совсем скоро зачитаю те сообщения, которые вы отправляете с вопросами к Юлии Тимошенко в частности, и с вашими комментариями и размышлениями. Пишите, пожалуйста. А прямо сейчас мы с Юлией Тимошенко будем говорить о перспективах завтрашнего заседания внеочередного парламента. Завтра Дмитрий Разумков созывает Совет по инициативе президента. Насколько я понимаю, главный вопрос будет об изменении регламента для того, чтобы можно было более быстро голосовать аномальное количество поправок в законы, как это в случае с банковским законом, но есть и другие вопросы повестки дня. Чего ждать завтра от работы Рады, Юлия Владимировна?

ЮТ: Вы знаете, я уже где-то примерно полгода от работы этой Верховной Рады ничего не жду. Если они принимают такие законы по ночам, и если они, таким образом, загнали страну просто уже в такой тупик, из которого потом надо будет выводить профессиональной команде страну достаточно тяжело и долго, я ничего не жду. Вот давайте просто завтрашний день посмотрим, и вам станет все понятно. Они принимать хотят закон о банках. Закон о банках - это тоже в угоду требованиям внешних управленцев Украины.

ТМ: Завтра, кстати, этот закон не будет стоять в повестке дня.

ЮТ: Нет. Я говорю о том, что они хотят принять закон о банках. Они его называют закон о ПриватБанке, но на самом деле это не закон о ПриватБанке. Это закон о том, что наш Национальный банк, который сегодня де-факто находится в руках внешних финансовых кругов спекулятивных, мы сегодня не управляем своим Национальным банком, совсем.

ТМ: Он у нас независимый регулятор, да? Независимый от государства и от украинцев, так получается де-факто.

ЮТ: Да. Он независим от нашего благополучия и от правильной стратегии он независим. Потому что в нем строятся сегодня крупнейшие спекулятивные финансовые пирамиды. Где заимствуют в Национальный банк деньги, платят по 16% годовых на валюту, где такие еще золотые условия существуют?

ТМ: И еще на разнице курса дополнительные проценты зарабатывают.

ЮТ: Еще на разницах курса играют и скачивают оттуда миллиарды долларов, в то время, как страна не может своим пенсионерам и врачам заплатить. И отменяет стипендии, кстати, в этом бюджете, часть стипендий забрали у детей по изменениям в Бюджетный кодекс. Так вот, я хочу сказать, что они хотят этим законом теперь Национальный банк этот, уже не Украиной управляется, поставить над судами, над парламентом, над президентом и сказать, что теперь Национальный банк, который управляется извне, будет государством в государстве. И называют это законом о ПриватБанке. Там ничего о ПриватБанке нет. И там есть освобождение от ответственности предыдущей власти, которая на Национальном банке делала такие сделки черные, которые надо было бы расследовать. Фонд гарантирования вкладов, где 450 миллиардов гривен забрали у среднего класса залога, которые были в них в тех банках, которые они кончили. И потом эти 450 миллиардов залога - это офисы, бизнес, машины, квартиры, все, что было у среднего класса, они за бесценок, за восемь миллиардов просто слили тем, кто стоял там для того, чтобы на этом просто зарабатывать. Вот для того, чтобы разобраться во всем этом, надо было бы, чтобы пришел президент, который борется с этим и хочет вывести все на чистую воду.

ТМ: А президенту сейчас что говорят, в том числе и в оппозиционных фракциях. Мы вчера общались, в том числе и с представителями "Европейской солидарности", с "Голоса", с лидерами фракций, с Железняком, с Герасимовым. Они говорят, что сейчас у президента есть возможность показать, что он независим от олигархов, и он должен сделать все, чтобы этот закон был проголосован. И они поддерживают это, и "Голос", и "Европейская солидарность", этот проект закона во втором чтении.

ЮТ: Это обман. Я еще раз хочу сказать, что этот закон о банках - просто амнистия для предыдущей власти, включая главу предыдущей власти, для Национального банка и тех клерков, которые фактически за пять лет из Украины сняли триллионы гривен и миллиарды долларов через Национальный банк и Фонд гарантирования вкладов. Сейчас им эта индульгенция выписывается. А теперь обратите внимание, кто голосовал за распродажу сельскохозяйственной земли? Фракция, не вся, а только 206 человек в "Слуге народа", Порошенко со своей фракцией и "Голос" со своей фракцией. Это, по сути, создана коалиция внешнего управления.

ТМ: А почему партия Порошенко и Вакарчука, ЕС и "Голос" поддерживают эту власть в этом вопросе

ЮТ: Я вам говорю, потому что это создана коалиция внешнего управления.

ТМ: А какой интерес? Потому что здесь есть несколько разных вариантов - кто-то говорит, что Порошенко пообещали индульгенцию, кто говорит, что они представляют интересы транснациональных корпораций и инвесторов международных.

ЮТ: Я бы сказала, что много причин в одном флаконе. Во-первых, это как раз инструменты внешнего управления, эти три фракции, и они лоббируют то ...

ТМ: И "Слуга народа" тоже?

ЮТ: "Не Слуга народа", а президент Украины, к сожалению, и сформированная им власть. И могу сказать вам, что Порошенко - он полностью входит в эту историю, и плюс он сам управляет сотнями тысяч гектаров земли. Он сам и корпорация, которая хочет эту землю, по сути, прибрать к рукам. А партия "Голос" на 80% создана из людей, которые жили на гранты этих внешних сил много лет. И поэтому страна сегодня не защищена. И вот сегодня как раз, когда этот закон о банках выносится, и когда они спекулируют тем, что это против Коломойского, так мы завтра внесем закон о ПриватБанке, четко о ПриватБанке, где будет то, о чем они сейчас декларируют, написано, но исключительно...

ТМ: Но закон не может относиться под кого-то конкретно

ЮТ: Мы выпишем правильно это.

ТМ: Я уже прогнозирую, что скажут, Юлия Владимировна. Что Тимошенко и другие оппозиционеры, которые не поддержат, они как раз за Коломойского, а мы - против. Такой будет распределение, водораздел.

ЮТ: Я хочу, чтобы Украиной, как папуасами, не манипулировали. У нас же должны быть мозги какие-то, у нас же должен быть какой-то национальный интеллект, а не только лоббирование внешних спекулятивных финансовых интересов. И поэтому я вам говорю: мы вносим законопроект четко так, чтобы ПриватБанк остался в государственной собственности.

ТМ: Завтра это произойдет?

ЮТ: Да. Пусть они снимают тогда тот законопроект, который реально делает Украину уже не суверенной, не Украин будет собой управлять после принятия этого закона. Они сегодня все зависящие, и сегодня это большинство в парламенте разрушает стратегию Украины и ее право на жизнь. Вот что происходит. И еще одна важная вещь. Вот представьте, принимают они в первом чтении этот закон о банках, и сами «слуги народа», то есть часть фракции «слуг народа», вносит тысячи поправок. То есть, это не оппозиция вносит тысячу поправок, тысячу поправок вносит сама партия "Слуга народа". И теперь они хотят завтра принять закон, которым хотят лишить депутатов право на поправки, так как их депутаты, злоупотребляя правом на правки, вносят тысячи поправок. Скажите, чего парламентаризм в стране, Конституция в стране должен быть заложниками их внутренних разборок? И они хотят теперь лишить депутатов права законодательной инициативы только потому, что они внутри своей фракции не могут разобраться со своими собственными депутатами. Вот это обидно.

ТМ: Они как бы хотят ограничить количество правок, которое можно вносить.

ЮТ: Нет-нет, они хотят вообще принимать ... В Конституции четко прописано право депутатов на законодательную инициативу. Это внесение законопроектов, поправок, и других вещей, связанных с законодательной инициативой. Все время независимости, никогда в жизни депутаты не злоупотребляли этим правом....

ТМ: Да, это рекорд, 16000.

ЮТ: Да. Всегда вносились правки только те, которые нужны для того, чтобы улучшить закон. Сейчас внутри "Слуги народа" тысячи поправок внесли, для чего - я не знаю.

ТМ: Но, с другой стороны, если сейчас не решить этот вопрос, мы понимаем, что в будущем, это будет прецедент, и в будущем любой, какая фракция может взять и остановить рассмотрение любого законопроекта.

ЮТ: А чего все время независимости Украины никогда в жизни депутаты этого не делали? Делают "Слуги народа". И теперь что надо сделать? Надо, чтобы Зеленский пригласил своих депутатов, которые вносили тысячи поправок, и просил отозвать. Но не разрушать Конституцию и не лишать депутатов права на законодательную инициативу.

ТМ: У нас прямая связь, мы вернемся к этой теме. Экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков с нами на прямой связи. Иван Васильевич, милости прошу, добрый вечер. Слышите меня?

ИП: Добрый вечер.

ТМ: Мы к разговору с Юлией Тимошенко хотим вас приобщить: к разговору о кризисе, но не экономическую в целом, а энергетическую. Потому что, мы знаем, падает промышленность, не вчера, не месяц назад, а примерно семь-восемь месяцев примерно уже. И мы видим, что она в энергетике происходит, накануне появилось сообщение о том, что закрываются шахты предприятия "Павлоградуголь", если я не ошибаюсь, там вообще 30 тисяч человек работает. И здесь сейчас можно делать оценки, что это в целом для отрасли будет означать для экономики страны, и так далее. Я хочу спросить, что привело к этому всему. Это правительство, прошлое правительство, несколько предыдущих правительств, почему сейчас имеем эту проблему и насколько она серьезна, Иван Васильевич?

ИП: Проблема действительно очень серьезная, и проблема в энергетике, а особенно в энергетическом секторе, она есть и катализатором проблем в экономике, потому что энергетика, особенно электроэнергетика - это как хребетообразующая отрасль экономики. Что происходило? Это не первый кризис, и мы с Юлией Владимировной помним кризис конца 90-х, 2000-й год, когда тоже было очень сложно, неплатежи, отсутствие заработной платы, и так далее. Но такая четкая координация работы правительства, координация ежедневная и главное профессиональная координация, она позволяет стабилизировать и потом обеспечить дальнейшее развитие. Что у нас произошло? Произошло не за один день, мы как бы слоями создавали этот кризис, причем как-то настойчивей это делали, несмотря на то, что эксперты и профессионалы анализировали ситуацию и предупреждали.

ТМ: Извините, что я перебью. Просто мы говорим "кризис", люди слышат, это как статистика, если миллион - это не страшно, а если это конкретная история, то ты понимаешь, насколько это серьезно. А вот насколько кризис в энергетике, давайте предмет, о чем идет речь?

ИП: Сегодня можно говорить о том, что у нас энергетика не ​​сбалансирована, нет электрического баланса. Не сбалансировано - это первое. Второе: сегодня у нас происходит снижение выработки, и мы остановили станции, остановили шахты, и продолжаем останавливать. Было объявлено, что уже останавливается "Павлоградуголь". У нас здесь долги колоссальны по всем направлениям, долг перед "Энергоатомом" составляет порядка 16 миллиардов, и только за первый квартал возрос на четыре миллиарда. Что это значит? Это значит, что компания не может нормально работать и обеспечивать надежность, режим работы "Энергоатома», не говоря уже о сложности выполнения всех мероприятий по безопасности, потому что "Энергоатом" собирает деньги уже на заработную плату. Это остановка электростанций, что влечет за собой отсутствие заработной платы, налогов, остановка шахт, что влечет за собой невыплату заработной платы, налогов и средств для существования. И не сбалансированность энергосистемы, она может привести к такому блэкауту, коллапса. И мы теряем электронезависимость страны, мы теряем в целом независимость Украины. И это тот знаменитый импорт электроэнергии, непонятно, по какой причине мы его покупали. Мы купили три миллиарда киловатт-часов в России и Беларуси, мы заплатили больше трех миллиардов гривен, при том, что у нас на складах до двух миллионов, два с половиной миллиона тонн угля, который, мы его не сжигаем. Работа нового рынка электроэнергии, которые мы ввели, поспешили, не продумав до конца. Но уже если мы его ввели, то надо его совершенствовать, а не административно.

ТМ: Есть первый вопрос, в чем проблема, а есть еще вопрос - что делать? Что надо срочно сделать, чтобы как-то исправлять ситуацию?

ИП: Я думаю, что и Юлия Владимировна со мной согласится, первое – это надо создавать или межведомственную правительственную комиссию, или какой-то правительственный штаб, как это было в 2000 году, который в режиме онлайн каждый день, потому что в энергетике дублей не бывает, энергетика живет в режиме онлайн. Каждый день принимать решения, которые скоординируют работу. Второе: кадровый состав. У нас где-то 90% руководителей компаний в отрасли исполняют обязанности. И немедленно, в течении двух недель, я думаю, максимум три недели, полностью сформировать назначение министра, руководителей энергокомпаний, всех, в том числе это "Энергоатом", потому что они все исполняют обязанности. Но, вот я хочу получить поддержку Юлии Владимировны. При сегодняшней структуре правительства должность министра – она не сможет решить эти вопросы. С уровня должности министра трудно будет скоординировать работу этих предприятий, потому что они сегодня работают как партизанские отряды и подчиняются разным министерствам и ведомствам. Нужно как минимум должность вице-премьера, потому что премьер не сможет…

ТМ: В том числе и координировать эту работу на должности вице-премьера?

ИП: Принять закон обязательно, 2386, который реструктуризирует долги, и так далее. Целый ряд таких мероприятий сиюминутных, которые можно решить за неделю…

ТМ: Я еще один вопрос коротко поставлю. Когда выбирали министра энергетики, сейчас нет действующего министра, он не предназначен, о вашей кандидатуре тоже шла речь. Что не срослось?

ИП: Я вам скажу. Много было информации о том, что меня назначат, а потом я отказался, потом еще что-то. И об этом всем я узнавал из средств массовой информации, спасибо им. Для меня это была очень интересная информация. Но исключительно из СМИ. Я сейчас пошучу: я положительно отношусь к этим всем информациям, это как Мик Джаггер, когда-то он говорил – когда я вижу свою фотографию на первой странице журнала, мне уже все равно, что обо мне пишут от 14-й.

ТМ: Спасибо, Иван Васильевич, спасибо за комментарии. Иван Плачков был с нами на связи, дважды бывший министр энергетики Украины.

ЮТ: Я хочу сказать, что если бы Иван Васильевич реально занялся энергетикой в ​​Украине, то порядок был бы наведен очень быстро. Почему у нас ситуация такая сложилась? Вот смотрите, Иван Васильевич - он очень деликатный человек, он не сказал очень четкие вещи, которые нужно сейчас знать всем нам. Первое: энергетическая система на грани коллапса. Что это значит? Это означает, что шахтеры без заработной платы, без работы, это означает, что энергетики без заработной платы, и это означает, что могут начаться веерные отключения, когда у людей просто не будет света. Вот о чем говорил Иван Васильевич. То есть опять могут быть эти волновые отключения света, снова люди могут не иметь возможности жить нормальной жизнью. Сейчас он сказал, как энергетик, как профессиональный абсолютно человек, он сказал, что мы на грани. Уже "Энергоатом" фактически не работает нормально. "Энергоатом" - это безопасность нашей страны самого высокого уровня. А им уже не платят заработную плату, едва собирают по копейкам, и задолжали миллиарды гривен им. В чем причина? До эпидемии запустили ... Мы, как страна, полностью обеспечены своей электроэнергией, полностью. И энергетическим углем своим. Они взяли, до эпидемии, до начала всех проблем, открыли импорт электроэнергии из России-Беларуси, и вместо нашей электроэнергии запустили импортируемую, на этом сняли быстрые большие коррупционные средства, а наша энергетика осталась без рынка сбыта. И начался фундаментальный системный сбой. Когда производить обязательно нужно электроэнергию, а реализовывать ее некуда, потому что весь рынок занят импортированной электроэнергией. Пока они рассмотрели, что это неправильно, и на сегодняшний день, во время эпидемии, они временно остановили импорт электроэнергии. Это не выход, нам нужно полагаться на свою энергетическую систему. Второе: они выключили практически всю страну от работы, чего не сделали никто. И они исключили по сути всех крупных потребителей электроэнергии, и у нас начала разваливаться система балансов. И потому что сейчас нужно сделать? Раз и навсегда отказаться от импортируемой электроэнергии, это первое. Второе: немедленно решить долговые взаимосвязи между энергетиками, шахтерами и потребителями. Это нужно сделать немедленно. И нам надо начинать, по примеру Испании, Италии, Чехии и других, начинать запускать крупные заводы при сохранении безопасности человека, чтобы у нас начала работать страна.

ТМ: Для современной Украины 30 тысяч рабочих мест и эти задолженности миллиардные, стоящие перед шахтерами, и так далее, это недопустимо, здесь даже не о чем говорить.

ЮТ: Но это реальность сегодняшняя. И что сказал Иван Васильевич - что у нас есть две-три недели. И если за две-три недели не будет собрана правительственная комиссия, если сейчас не будут посажены за общий стол все энергетики, все министры, которые к этому имеют отношение, и не начнут во главе с президентом и премьер-министром эту ситуацию выравнивать, мы три недели будем иметь с вами веерные отключения электроэнергии. Но это можно предотвратить. Я надеюсь, что нас премьер-министр, и Ивана Васильевича, и меня сейчас услышал.

ТМ: Мы на финишной прямой, вопрос от телезрителей поставлю. Ольга, Одесса: готовы ли мы к местным выборам и есть возможность, что их отменят или перенесут.

ЮТ: Честно говоря, сейчас хочется думать о том, чтобы страна выжила экономически, и чтобы страна выжила от эпидемии. Вот о чем думать надо.

ТМ: Но разговоры пошли об этом.

ЮТ: Я убеждена, что к осени мы сможем удержать ситуацию, нормализовать, и войти в нормальный режим работы.

ТМ: Анна, Львов: как вы думаете, может ли в Украине быть введено чрезвычайное положение?

ЮТ: Думаю, нет. Я думаю, что сейчас у нас настолько низкие показатели заболеваемости и смертности, у нас нет в этом никакой необходимости. Я думаю, так как Еврокомиссия сказала, после пасхальных праздников будет обнародован план ослабления карантина в Европейском Союзе, но уже европейские страны начали такие графики ослабление карантина утверждать и нам надо делать то же самое.

ТМ: Влад, Белая Церковь: Юлия Владимировна, почему вы не поддерживали Татьяну Чорновол, которую преследуют по делам Майдана?

ЮТ: Вы можете открыть мой Facebook, почитать, посмотреть - я ее поддержала. И я считаю, что расправа с людьми, которые защищали свободу, независимость Украины недопустима.

ТМ: Но если они виновны в каком-то преступлении?

ЮТ: Дорогие друзья, я прошла такое "правосудие", когда людей ни в чем не виновных делают преступниками. И выиграла все суды, и доказала, что я абсолютно всегда честно и правильно поступала. Я убеждена, так же сделает и Татьяна Чорновол. Пусть почитают мой Facebook, я поддержала.

ТМ: Иван, Житомир: по-вашему, когда будет встреча нормандской четверки? Давайте этим вопросом, самым важным для страны, завершим.

ЮТ: Это важнейший вопрос. Нам нужен мир, как никогда. А у нас на фоне вот всех этих бед, которые сейчас ...

ТМ: Сегодня Эммануэль Макрон, мы видели, обратился ко многим лидерам стран с призывом прекратить войну, кровопролитие.

ЮТ: Вообще нам надо сейчас по-другому на все это посмотреть. Когда мир стоит перед угрозой потери вообще части своих народов, когда каждый человек стоит перед угрозой болезни и смерти, в этих ситуациях просто вести войны - это аморально полностью. Нам надо войны прекращать, и мне очень жаль, что все процессы в нормандском формате зашли в тупик, тупик полный. Здесь эпидемия, развал экономики, а тут стреляют и убивают наших людей на линии разграничения.

ТМ: Здесь было сообщение, министр иностранных дел говорил, это же на апрель была запланирована встреча. Что возможно в режиме видео-конференции, но не сложилось.

ЮТ: Нет, смотрите. Я вам говорю совершенно ответственно и честно: мы бы хотели и мечтали, чтобы разрешилась эта ситуация с этой войной на востоке. Но нормандский формат и все переговоры, которые там прошли, все переговоры в минском формате сейчас в тупике. И мне кажется, что пандемия как вызов для человечества сегодня дает новую основу для переговоров на гуманитарной основе, на основе гуманности, чтобы остановить немедленно, вывести все войска со всех сторон, сделать эту территорию свободной от любого оружия и любых военных, и вернуть эту территорию Украине.

ТМ: Было бы замечательно, но представить это как-то сложно.

ЮТ: И как следствие мира можно было бы отменять санкции, все что угодно сделать. И на базе пандемии и финансового развала мира просто не усугублять еще войны.

ТМ: Вы абсолютно правы. Вот если бы такой вывод мы сделали, как человечество, из этого кризиса, по развитию коронавируса, его распространения, и так далее, я думаю, что это был бы лучший вариант развития событий.

ЮТ: Я думаю, что для этого нужны очень зрелые и мудрые политик, для этого нужны высокоинтеллектуальные и мудрые политики во главе тех государств, которые могут эти переговоры вести.

ТМ: За профессиональный разговор я вас благодарю, Юлия Владимировна.

ЮТ: Спасибо также.

ТМ Был очень рад вас видеть.

ЮТ: Но все будет хорошо в Украине.

ТМ: Завтра будем внимательно следить за работой парламента.

ЮТ: Давайте не закончим на той ноте, которая вызывает отчаяние. Я хочу сказать, что в Украине нет таких проблем, которые бы не имели решения, надо просто профессионально, скрупулезно и безотлагательно действовать, и скоро мы начнем так действовать.

ТМ: Юлия Тимошенко, лидер партии "Батькывщина" была гостем программы "Украина с Тиграном Мартиросяном", спасибо за участие.

ЮТ: Спасибо за эфир.

Теги