"Люди привыкли к опасности": Денис Шмыгаль о том, будет ли новый жесткий карантин

"Осенью может быть наложение гриппа на COVID. И здесь надо призвать всех максимально вакцинироваться"

"Люди привыкли к опасности": Денис Шмыгаль о том, будет ли новый жесткий карантин

В студии телеканала "Украина 24" - премьер-министр Денис Шмыгаль. Программа была в эфире 04.09. Чтобы посмотреть видео программы, перейдите в конец интервью.

Здравствуйте.

Здравствуйте, Денис Анатольевич.

Приветствую вас.

Приветствую Вас. Меня Елена зовут.

Очень приятно.

Денис Анатольевич, я знаю, что вы очень быстро ходите, меня предупредили. У меня к вам первая просьба: пожалуйста, не спешите, медленнее немного - чтобы мы с вами прошлись хорошо, я вам несколько вопросов поставила, а потом мы с вами сядем и поговорим уже. И еще, хочу предупредить, у нас будет с вами формат общения - первый блок большой, серьезные вопросы: экономика, жизнь простых украинцев, цены, пенсии, зарплаты, все, что касается каждого. И второй блок вопросов, это такие блицы, это нестандартные, необычные вопросы, чтобы украинцы больше поняли вас не только как премьера, но и, как человека. Хорошо?

Хорошо, договорились.

Ну что, начинаем тогда. Мне очень приятно с вами познакомиться, потому что, вы знаете, прочитала вашу биографию - ваше образование и опыт работы вызывают и уважение, и доверие. 60 позиций в трудовой книжке. Вы работали от бухгалтера до главы облгосадминистрации. У вас есть дипломы международных бизнес-школ. Но работа премьера - не управлять одной областью и не одним предприятием, поэтому, насколько это полугодие выдалось для вас тяжелым, или легким?

У меня режим работы практически всегда был довольно напряженный, 12-16 часов - это норма, в графике работы. И поэтому, с точки зрения напряженности работы, режим работы не сильно изменился. Но груз ответственности, конечно же, он значительно больше, это страна. Цена ошибки - страна, это люди, это наши украинцы, в этом основная сложность премьерской должности и этой работы.

Вы в должности полгода, и именно эти полгода в стране продолжается карантин. Не пожалели ли вы о том, что пришлось вводить такие жесткие меры, которые практически остановили жизнь украинцев?

На самом деле эксперты международные и наши эксперты, оценивающие, мои коллеги, считаем и смотрим, правильно ли - всегда же легче считать, уже когда смотришь в исторической перспективе. Мы не сделали ошибки, мы сделали абсолютно правильные шаги, своевременные. Сохранили, наверное, несколько тысяч жизней украинцев этими шагами, хотя мы, конечно же, повлияли негативно на экономику Украины, на рабочие места, то есть тысячи украинцев остались без работы. Но с этим мы справимся, и работу люди найдут. Ключевой вопрос, что мы сохранили жизнь, так как в первые месяцы не были понятны ни протоколы лечения, ни как лечить людей. Мы видели опыт Италии, Испании, когда легли медицинские системы и смертность увеличилась даже от простых болезней, потому что негде было лечить людей. Этот первый этап паники и незнания, что делать, мы прошли мягко, и это позволило спасти жизни людей. А уже следующий этап, когда мы сейчас усилили медицинскую систему, когда мы поняли, что, например, интубировать людей нужно на самых сложных стадиях, и надо давать вовремя кислород, и надо двигаться совсем по другим, более легким протоколам - позволяет сегодня спасать людей. И статистика смертности, летальности от этой болезни с 3% снизилась сегодня до 2,2% - тоже показатель, шаги были сделаны правильные.

И вы заявляете, что Украина уже не вернется к такому жесткому карантину, как было два месяца - март и апрель. Но недавно главный санитарный врач Виктор Ляшко заявлял, что возможно возвращение к такой же истории. Почему вы сейчас убеждаете нас в другом - потому что такие потери экономики, что нельзя к этому больше возвращаться?

Во-первых, общество уже измучилось от карантинных мер, от ограничительных мер. Люди привыкли к опасности этой болезни, уже нет паники. Я говорю, что на втором этапе наступил другой враг - равнодушие, когда люди уже отпустили и подумали, ну, что будет - тоже неправильно. Но вы верно говорите, что экономика также уже не имеет тех мощностей для того, чтобы мы на месяц, или даже на три недели закрывали страну в полный локдаун. Поэтому лучший сценарий - адаптивный карантин, когда мы локально закрываем и разрываем локальные цепочки заболеваемости. Ну и, конечно, медицинская система сегодня готова гораздо лучше, мы можем принимать уже большее количество людей. Болезнь стала мягче, уже люди болеют немного мягче. Хотя, опять-таки, другой вызов - осенью может быть наложение гриппа на COVID. И здесь надо призвать всех максимально вакцинироваться от гриппа для того, чтобы исключить наложение этих двух болезней, которые могут вызвать довольно сложные и тяжелые последствия. Мы пока не знаем их, и мир их знает, это будет такая первая осень, где мы столкнемся с наложением, возможным наложением эпидемий.

И мы видим, что мир уже бунтует против карантина, и Украина не исключение. В Украине также уже идут протесты, и украинцы просят правительство смягчить карантинные меры. Например, просят восстановить культурные мероприятия, просят разрешить въезд иностранцам. Как вы относитесь к таким требованиям?

У нас есть статистика Европы, где люди выходят с протестами, и имеем статистику, которая показывает восприятие обществ в Европе этих протестных настроений. Более две трети людей не понимают таких протестантов против COVID. На самом деле это действительно сложная болезнь, тяжелая, с тяжелыми последствиями, с довольно высоким уровнем летальности. И, понимая, что сегодня мы не можем закрывать страну на карантин, мы все должны осознать, что все-таки средства индивидуальной защиты, дезинфекция, социальная дистанция, закрытие массовых мероприятий, где очень легко передается эта инфекция, это уже доказано, - это необходимые меры для того, чтобы спасти жизни людей, принадлежащих к группе риска, для того, чтобы спасти здоровье нации, когда невозможно болеть всем вместе. Медицинская система не выдержит. Даже если мы сейчас резко увеличим количество коек, то количество врачей ограничено, в любом случае. И эти вещи надо регулировать. И государство берет на себя эту функцию - регулятора. Хотя это, наверное, неприятные вещи, но мы должны их делать.

Поговорим немного о неприятных вещах, поэтому давайте присядем. А потом приятное на конец оставим.

Хорошо.

Еще немного о коронавирусе поговорим. Не считаете ли вы справедливыми те нарекания, что когда начинался, вся эта история начиналась с коронавирусом, когда были десятки больных, то Украина останавливалась, транспорт останавливался, жизнь останавливалась, школы не работали. Когда в стране полторы тысячи больных - проводят культурные мероприятия. Когда в стране две с половиной тысячи больных в день - открывают школы. Скоро, по прогнозам, три тысячи, а то и пять тысяч больных в день, да? И в начале в фонд борьбы с коронавирусом выделяли 65 млрд гривен, то сегодня эти деньги уже не все и нужны. Все ли правильно в этой ситуации?

Все правильно. Мы считаем прогнозы, мы считаем последствия каждого действия и каждого принятого правительством решения, также решений местного самоуправления, которые принимаются. И нам необходимо учиться жить с этой болезнью. Она пришла в мир, она вошла в жизнь человечества, мы будем с ней жить последующие годы, мы должны найти вакцину, мы должны найти лекарство, протоколы лечения эффективные. На это уйдут месяцы, может - годы. Поэтому невозможно остановиться и просто сидеть дома месяцы или годы. Надо учиться жить с этой болезнью. Надо учить наших детей жить с этой болезнью рядом, защищаться от этой болезни и не бояться этой болезни. Надо готовить медицинскую систему. А она сегодня у нас подготовлена, ​​и мы перешли к такой практической подготовке больниц второй волны. И мы готовы принимать больных и при количестве три тысячи в день, хотя, повторю, что возможности медицинской системы в любом случае ограничены. И как бы мы ни строили эту медицинскую систему, но общество должно научиться именно регулировать рост этой заболеваемости в обществе.

Здесь есть еще проблема, что украинцы возмущены тем, что действуют двойные стандарты - почему одним позволяют проводить концерты, а другим не позволяют, одним позволяют работать, а другим не позволяют. Если бы одни правила игры были для всех, может быть, не было бы этих бунтов против карантина, как вы думаете?

Правила игры одинаковы для всех. Ночные клубы, дискотеки, концертные мероприятия запрещены одинаково для всех, во всей стране. Это, по данным экспертов, по расчетам, по исследованиям, крупнейшие площадки, где больше всего распространяется этот вирус, скорее всего, особенно среди молодежи, молодого возраста - от 20 до 40 лет. Через эти площадки происходит активное распространение этой болезни.

А что касается местной власти, которая пытается самостоятельно отменить карантинные ограничения, введенные правительством?

Мы, к сожалению, вошли в осенний период, да еще накануне местных выборов, которые тоже надо проводить в условиях COVID, это следующий сложный вызов. Но, к сожалению, не все мэры сегодня ответственно относятся и некоторые используют это как площадку для собственного продвижения политического, на политическом популизме. А на самом деле это очень негативный момент, так как они проявляют себя как безответственные, и разменивают политические дивиденды на ответственность перед своей общиной.

Есть такое. И еще, Конституционный суд признал неконституционным постановление Кабмина о введении карантина. Что это означает, какие последствия это будет иметь?

Конституционный суд не признавал постановление Кабмина неконституционным...

Да, там указано, что ограничения конституционных прав человека и гражданина не могут быть установлены подзаконными актами, например, постановление Кабмина, то есть правительство не имело права вводить карантин.

Мы действовали исключительно согласно законодательству Украины: Конституции, закона о Кабинете министров и закона о карантине. Также есть отдельное законодательство о введении чрезвычайной ситуации в Украине, и все ограничения, которые вводило правительство, мы вводили исключительно на основе законов о карантине и о чрезвычайных ситуациях в стране. Поэтому все нормы наших документов соответствуют этому законодательству. Мы нигде не нарушали права или свободу людей. Права или свобода людей могут нарушаться при введении чрезвычайного положения. Мы не прибегали к таким кардинальным мерам. Это была сознательная позиция для того, чтобы не ограничивать права и свободы, и чтобы государство не заходило на территорию частного физического лица или частной собственности. Поэтому мы пользовались теми инструментами, которыми пользовалось большинство цивилизованных, развитых стран мира.

И еще было обжалование в Конституционном суде введение с 1 апреля ограничения зарплат на уровне 47 тысяч гривен для госслужащих. Что это означает, что им вернут теперь эти деньги?

С момента публикации этого решения заработные платы государственных служащих вернутся к тем уровням, которые были перед введением карантина. На самом деле это была позиция депутатского корпуса Верховной Рады. Не всем вернули докризисные, скажем так, докарантинные зарплаты. Есть часть предприятий, организаций, которые не попали под решение Конституционного суда. В этом есть, конечно, некоторая несправедливость. Кабмин выходил с предложением пропорционального уменьшения заработных плат, но депутаты приняли решение поставить 10 минимальных зарплат, как предел, не выше. Это, к сожалению, привело к потере такого хорошего кадрового потенциала государственными предприятиями, банковскими учреждениями. Потому что много хороших специалистов пошли работать в коммерческие структуры, на рыночные зарплаты из государственных. И часть банков, часть государственных предприятий сегодня потеряли высокопрофессиональных специалистов, к сожалению. Поэтому, конечно, сейчас надо будет принимать какие-то решения для того, чтобы не только чиновники и служащие могли получить или вернуть себе высокие зарплаты. Надо сейчас позаботиться о государственных предприятиях, государственных банках и надо принять правильные рыночные решения. Будем инициировать и просить об этом и Верховную Раду, и имели не одно уже совещание и разговор по этому поводу.

К приятным новостям - о повышении минимальных зарплат. Украинцы дождались, с 1 сентября минимальная зарплата составит пять тысяч гривен. Мы знаем, что это не последнее повышение, с нового года - до шести тысяч гривен, в 2021 году - 6500 гривен составит минимальная зарплата. Это повышение невысокое, вы это признаете. А почему нельзя сейчас тысячу добавить?

Добавление этого увеличения минимальной заработной платы - достаточно весомое давление на бюджет и на бизнес с точки зрения того, что эти деньги где-то надо взять, они не были запланированы в этом бюджете. Поэтому поднятие до пяти тысяч - фактически повышение минимальной заработной платы до фактического прожиточного минимума этого года. Это была такая задача-минимум для нашего правительства. Плюс такой моральный определенный барьер в пять тысяч гривен. Со следующего года это уже добавление на 20%, увеличение минимальной заработной платы, это относительно высокое поднятие, оно будет стоить... В целом поднятие минималки в 2021-м году будет стоить бюджету 159 млрд гривен по нашим расчетам. Часть из них вернется в бюджет в виде уплаченных налогов и сборов по зарплате, другая часть пойдет в реальный сектор, оживляя потребления, оживляя производство преимущественно украинских товаров. Потому что с минимальной заработной платы люди покупают украинские товары, они не покупают какие-то импортные прихоти. Это действительно очень проукраинская позиция для людей, которые нуждаются в этих деньгах и для украинских предпринимателей, которые могут обеспечить недорогим товаром украинцев. Это важные вещи и для экономики, и для потребления, и для людей.

Абсолютно. И специалисты отмечают, что не совсем правильно или верно повышать минималку, когда ВВП не повышается, а падает. Насколько это возможно?

ВВП действительно в этом году будет у нас, по прогнозам, минус 4,8% - это прогноз Министерства экономики. В следующем году мы ожидаем рост валового внутреннего продукта, поскольку по всем параметрам, и по прогнозу МВФ, Всемирного банка, НБУ, Министерства экономики, мы видим, что рост будет в районе 4,6-4,7% - это по макропрогнозу Министерства экономики, который мы уже подготовили. И это дает нам основания в следующем году провести такое увеличение, которое мы анонсировали - 6000, и со второго полугодия 6500 гривен. Это обоснованные расчеты, они не повлияют на разгон инфляции, как говорят некоторые эксперты. На самом деле эти два этапа повышения минимальной зарплаты могут расчетно повлиять на инфляцию до одного процента. Считая что у нас сейчас есть дефляция, когда у нас нет инфляции, а минус 0,2, минус 0,4 процента, дефляционные процессы в экономический кризис - очень негативный показатель. Инфляция естественная должна быть. Это будет способствовать экономической ситуации, развитию экономики при кризисных явлениях. Поэтому повышение минимальной зарплаты приведет к очень незначительной инфляции, которая очень положительно повлияет как раз на экономическое развитие, на развитие потребления, на разогрев экономики так сказать.

Я не сомневаюсь, что вы видели эти цифры. Госстат сказал, что две трети украинцев, 65%, считают себя бедными. И еще треть, 33%, не отнесли себя к бедным, но и не к представителям среднего класса. Средним классом считают себя лишь один процент граждан. Но вместе с тем, что интересно, Госстат не выявил украинцев, которые считают себя богатыми. Как это можно объяснить?

Это, наверное, ответ на те действия, которые предпринимает правительство с точки зрения повышения минимальной зарплаты. Это ответ на те действия, если мы хотим, чтобы средняя заработная плата в стране увеличилась и украинцы не уезжали за границу, и мы примерно понимаем, куда нам надо идти. И это на самом деле ответ - где сегодня экономика Украины. К сожалению, люди не считают, что средний класс в Украине сформирован. Это так и есть, потому что средний класс должен иметь достойные условия оплаты труда, проживания, и этих денег должно хватать не только на питание. Этих денег должно хватать на красивую одежду, этих денег должно хватать на оплату коммунальных услуг, и что-то еще должно оставаться на отдых. Тогда это будет считаться, что средний класс у нас зарабатывает и он существует. Это на самом деле очень простой параметр, который должен быть ежедневной задачей правительства, чтобы изменить эти цифры, когда две трети украинцев будут относить себя к среднему классу.

Мы подошли к средней зарплате, и вы заявили, что к 2022 году она достигнет 15 тысяч. Но вы совершенно верно отметили, что украинцы хотят жить сегодня, кушать сегодня, отдыхать и получать удовольствие от этой жизни. Какие прогнозы на 21-й год, на ближайший год?

Мы просчитываем поэтапный рост средней заработной платы. То есть в следующем году... Если сейчас она в районе 11-и тысяч гривен, в следующем году это может быть 13 тысяч гривен и, соответственно, до 22 года - до 15 тысяч гривен. Это довольно оптимистичный сценарий. Конечно, многое зависит от бизнес-среды, от того, в каких условиях будет находиться экономика. Но при этом макропрогнозе, который сделало Министерство экономики, при тех показателях роста ВВП, при оптимистичных ожиданиях бизнеса вполне достижимы показатели, которые позволят... Если средняя зарплата будет 15 тысяч, это те параметры, которые большинство украинцев, наверное, сдержат от поездки на заработки за границу. Потому что, если семья из двух работающих человек в среднем будет получать две средних зарплаты, это довольно хороший показатель, который можно будет зарабатывать в Украине, а не в Европе. Это наша оптимистичная и очень конкретная цель.

Пенсии. С 1 сентября они повысятся, но повезет только определенной категории пенсионеров - тем, кто получает минимальную пенсию. Таких полтора миллиона. Чего ждать остальным? До нового года повышения не будет?

Больше нет в этом году. Но надо вспомнить, что весной, во время начала кризиса, первое, с чего мы начали, мы взялись за поднятие пенсий. Мы их проиндексировали, как было обещано, мы добавили постоянные доплаты пенсионерам, достигшим 80+. Мы также провели все доплаты, которые были возможны на тот момент. Сейчас это действительно незначительное повышение, которое коснется около полутора миллиона пенсионеров из 13, более чем 13 млн, которые у нас на сегодня есть в Украине. В следующем году мы продолжим работу по индексации пенсий. Мы в следующем году планируем сделать доплаты, постоянные доплаты, 75+ - тем, кто достиг. То есть мы продолжим ту тенденцию, которой достигли в этом году. Кроме этого, в следующем году мы планируем и очень хотим ввести накопительную систему. Она не будет такой шоковой, эта реформа, но мы хотим начать в таком экспериментальном режиме, делать персонализированные накопления для людей. Два процента от Единого социального взноса, два процента от уплаты, которую платит человек. Фиксировать по фамилии и таким образом начать третий этап реформы пенсионной, когда пенсии будут персонифицированы, потому что в будущем это единственный путь обеспечить украинцев достойными пенсиями. Другого пути у нас, к сожалению, на сегодня нет. Такие экономические условия.

Да, и курс доллара, который заложен был в бюджете на этот год - 29,5. Мы помним, его посмотрели и оставили на этой отметке. А сегодня видим, он несколько отличается. И, кстати, эксперты говорят, что эта неделя, наверное, последняя такая стабильная. И скоро эта ситуация пошатнется, потому что Украина выплачивает осенью большие долги, международные обязательства. Кстати, уже полтора миллиарда выплатили, 1,6, и еще 1,6 должны выплатить. Кроме этого, возрастет активность населения, кроме того, закупка газа к отопительному сезону. И вот это все эксперты называют факторами, которые повысят эту планку. Доллар к новому году будет 29-30?

Хочу отметить, что Украина буквально вчера и позавчера оплатила крупнейший единоразовый платеж в истории независимой Украины - 2,2 миллиарда долларов эквивалент. Мы оплатили это из собственного казначейского счета. Вы видите, что курс не пошатнулся. Это действительно самое большое обязательство этого года и за все время независимости. До конца года у нас остается уплата около 46 млрд гривен, эквивалент в валюте. Это уже не критичные платежи для бюджета. И я уверен, что они никак не повлияют на колебания курса, мы это просчитывали и проговаривали и с Национальным банком Украины, и с Министерством финансов. Поэтому с точки зрения стабильности экономики, бюджета, валютного курса у нас все в порядке. И эксперты, которые говорят, что эта неделя последняя - это эксперты, которые говорят ежедневно, что завтра курс изменится. Курс будет стабильным, он будет колебаться в пределах 27-28, как сейчас. Мы не видим сегодня причин для изменения курса, для резкого изменения курса в одну или в другую сторону. Сегодня у нас одна из самых стабильных ситуаций и с золотовалютными резервами, с ликвидностью банков, вполне достаточно средств у банков и на счетах. У нас сегодня хорошая ликвидность и по Единому казначейскому счету. У нас сегодня произошло сокращение общегосударственного и гарантированного государством долга в связи с уплатой 2,2 млрд. То есть мы фактически более чем на два миллиарда сократили государственный долг с начала года. Поэтому все у нас с курсом будет хорошо, уверяю вас.

Хорошо. Вы уже готовите, наверное, проект бюджета на следующий год, или он уже готов, потому что в середине сентября подавать в Верховную Раду. Какой там курс будете закладывать?

Идет активная подготовка такого бюджета на 2021 год. Есть уже макропрогноз. Он, я уже называл некоторые параметры, 4,7% роста ВВП, около 6% сейчас заложен планируемый дефицит бюджета, в этом году был 7,5, и это согласованные показатели с нашими международными партнерами. Курс валют закладывается в районе 29 гривен, то есть он даже немножко оптимистичнее, чем мы закладывали, 29,5, в этом году. И это тот показатель, который дает уверенность инвесторам, людям, о том, что курс валют будет держаться стабильно. Это один из показателей, который регулирует и который таргетирует и Национальный банк - инфляция, курс доллара. Национальный банк - независимая организация, которая ведет свою политику стабилизации денежной единицы, стабилизации финансовой системы Украины. Поэтому все у нас сейчас в порядке. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и кризис в мире, и кризис, который есть в Украине, но финансовая система у нас сегодня находится в довольно стабильном состоянии.

Хочу выяснить, все ли у нас хорошо с работой государственных учреждений во время карантина. Потому что, как выяснилось, это настоящая беда. Если регион попадает в "оранжевую" зону, там прекращается прием граждан и люди не могут попасть в государственные учреждения - Пенсионный фонд, социальное обеспечение. Например, коммунальные предприятия, я понимаю, что это не государственные органы, но это приход власти. Но проблема огромная, потому что они так же во время карантина не работают, и люди не могут, например, получить деньги на ремонт кровель. Идет сезон отопительный. Что вы посоветуете тем людям, насколько вы контролируете ситуацию с работой государственных органов. Что посоветуете людям - как добиться, как оформить документы в том же Пенсионном фонде, где им предлагают делать все онлайн. А люди не могут этого делать из-за того, что не могут с этой компьютерной техникой справиться, или по другим каким-то причинам.

Спасибо. Вы уже частично дали ответ сразу на свой вопрос - такой большой. Конечно, правительство работает и контролирует работу тех органов, которые находятся в управлении, в правительственном управлении. Вы правы в том, что огромное количество государственных услуг сегодня доступно онлайн, и очень простое. И на самом деле это гораздо быстрее и проще, чем ходить в государственные учреждения и решать, или осуществлять, или получать какие-то услуги в государственных учреждениях. Поэтому сегодня есть абсолютно все возможности для онлайн-услуг. Не везде. Есть населенные пункты, например, отдаленные, где нет интернета, он недоступен, или плохое качество. Там у нас есть "Укрпочта", которая тоже оказывает часть государственных услуг через свои отделения, через передвижные отделения. Мы, кстати, буквально перед Кабмином, меньше месяца назад представляли закупку автомобилей, которые являются передвижными отделениями, которые могут предоставлять часть государственных услуг - от выплаты пенсий, оформления пенсий к еще целому ряду услуг. Поэтому на самом деле мы сегодня пытаемся быть значительно ближе к людям и оказывать максимальное количество услуг с комфортом для людей. Конечно, у "оранжевых" или "красных" зонах, на то он и есть - локальный карантин, чтобы делать полное закрытие на отдельных территориях, где есть сложная ситуация с коронавирусом, где не хватает уже койкомест, где высокий уровень заболеваемости - там надо разрывать цепочку. И этот "красный" или "оранжевый" уровень призван ограничить скопление людей, их передвижение, их нахождение в очередях. Это цель этой "красной" или "оранжевой" зоны. Но, несмотря на это, мы предоставляем альтернативу - всегда можно оформить, даже пенсию, также онлайн, подать заявки. Кроме того, даже если этот срок истекает и человек не успел прийти на протяжении месяца, то пенсия никуда не денется. Многие ждут даже следующего года, чтобы зачислился этот год и оформить пенсию с большей заработной платой. Поэтому индивидуальные случаи и человеческий фактор никто не исключает. Я не исключаю отдельных моментов сложных и в человеческих отношениях, в человеческом характере. В таких случаях есть горячие линии. Я прошу наших украинцев, граждан, жаловаться, звонить, давать пожелания, советы - как улучшить сервис, если в каких-то отдельных случаях что-то происходит. Мы, конечно, хотим улучшить государственный сервис, государственные услуги, и это также цель, над которой мы работаем каждый день.

Нам также хочется надеяться, что все будет хорошо, потому что мы, как журналисты, часто сталкиваемся с этой проблемой, люди обращаются и говорят, что даже не надо выезжать далеко за Киев. Даже в Киеве были проблемы, человек не может онлайн оформить заявку в Пенсионный фонд, там адрес даже неправильно был указан на сайте. Прием документов через окошко проводился - это действительно несовременно и ненормально.

Отдельные случаи плюс там, где есть зона ответственности, возможно, местных органов самоуправления. Возможны. Я не буду их исключать. Действительно, люди жалуются, мне много жалуются, и присылают какие-то смс, присылают фотографии. Мы разбираемся с этими всеми случаями, для этого существуют горячие линии, которые также дают ответ на такие вопросы и реакцию на такие вопросы. И стараемся системно исключать вот такие проблемы, которые существуют.

Спасибо. Цены на газ - актуальный вопрос сегодня. В Европе цены на газ стремительно растут, за последний месяц - на 26%. Для нас это важно, потому что теперь наши тарифы зависят от котировок на европейских биржах. Таким образом, рост закономерный, к отопительному сезону. Но на сколько он будет? Прогнозируют семь гривен за куб, даже 10 гривен за куб. Сегодня куб стоит пять гривен. Чего ждем?

Впервые в истории Украины цены на газ в этом году будут рыночными. В чем преимущество? Ранее цену на газ формировали чиновники, которые закладывали туда свою коррупционную составляющую. И на самом деле население всегда платило рыночную цену, переплачивая еще что-то плюс. Это, конечно, растягивали на год. В этом году, например, мы сравнивали за последние пять лет, мы имеем самую низкую цену. Если взять последние пять лет, то цена в августе была 3700, на сентябрь начался сезонный рост цен на газ, около 4200 за тысячу кубов, то есть это 4 гривны 20 копеек за куб. Но это самая низкая цена за последние пять лет, и это самый низкий уровень цен за время независимости. Потому что это свободный рынок, человек может выбирать поставщика. Это может быть "Нафтогаз", это могут быть региональные компании газовые. То есть поставщики разные, есть конкуренция, и это способствует снижению цены. Конечно, есть сезонное поведение цен на газ. Зимой газ, конечно, стоит дороже, мы будем платить за него дороже. Но это не значит, что мы будем платить дороже, чем в прошлые годы. Мы будем платить справедливую рыночную цену за газ, который можно купить на конкурентном рынке. И в этом важный шаг Украины к развитому обществу развитых стран и уход коррупции с такой сферы как газ. На самом деле еще лет 10 назад это была наиболее высококоррумпированная экономическая отрасль в Украине.

А есть факторы, которые могли бы снизить цену на газ еще? Эксперты некоторые, специалисты говорят, что можно было бы исключить составляющую транспортировки, например, и тем самым уменьшить транспортировку из России через Украину в Европу, эта доля в минус - и тогда стоимость газа дешевле.

С любым продуктом рыночным можно работать. Чем газ как продукт отличается от молока или от хлеба? Ничем, это такой же продукт. Конечно, в цену, в конечную цену входит и логистика и маркетинг, то есть с этим надо работать. Но рынок с этим работает. Когда рынок конкурентный, то каждый поставщик борется за своего потребителя и пытается снизить цену естественным образом для того, чтобы потребитель купил самый дешевый продукт у него. Когда мы вывели газ на свободный конкурентный рынок, сегодня потребители могут голосовать гривней за того поставщика, который будет предоставлять самую низкую цену на свободном рынке газа. Это важный момент, и вы правильно ставите вопрос.

Вы не сказали, по вашему мнению, каких цифр достигнет цена на газ? До 10 гривен может дойти?

Это рынок. Есть рыночные инструменты, есть фьючерсные контракты, есть форвардные контракты. По ним видно, что на октябрь месяц цена будет колебаться в районе пяти тысяч гривен, от 4700 до 5000 гривен. На зиму мы не видим еще цен, то есть это опять же отрегулирует рынок. Но мы точно знаем, что после зимнего роста произойдет весеннее и летнее падение, и газ будет стоить дешевле. Есть такой инструмент, который позволяет купить сегодня, по сегодняшней фактически цене в "Нафтогазе", например, газ на весь год для себя. То есть каждое физическое лицо... даже сейчас в платежках это прописано, можно купить по фиксированной цене газ на год. И тогда человек не будет переживать, сколько газ будет стоить зимой или летом. Конечно, для этого надо иметь определенную способность, потому что оплата будет ежемесячно, но договор надо заключить уже сегодня.

Абсолютно верно. У многих украинцев нет этой платежеспособности, и они пользуются субсидиями. Будут ли какие-то нововведения в этом году о правилах начисления субсидий? Планируются ли какие-то изменения?

Нет, у нас правила не меняются. Люди, нуждающиеся в субсидировании, по существующей уже сегодня структуре, схеме, могут обращаться и получать государственную помощь для оплаты коммунальных услуг.

Глава парламентской фракции "Слуга народа" заявил, что украинцы не слишком довольны работой правительства в части экономического блока и анонсировал некоторые кадровые изменения в двух-трех министерствах уже осенью. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту информацию?

Мы не вели таких консультаций с главой фракции "Слуга народа", с фракцией. В целом экономический блок, и финансовый, и экономический, работает абсолютно с полной отдачей. Вы видите стабильность финансовой системы, стабильность бюджета, наполнение бюджета. Наше правительство уже пятый месяц подряд выполняет план, и даже перевыполняет план по наполнению бюджета, что дает нам возможность выполнять полностью все социальные обязанности государства - увеличивать минимальную заработную плату, увеличивать пенсии, выполнять программу "Большая стройка". Поэтому, по моему мнению, это дискуссионный вопрос, надо пообщаться, какие именно замечания у экспертов или у народных депутатов к экономическому блоку и к кому именно.

Кстати, свежая информация. Был соцопрос, украинцы положительно высказались о программе "Большая стройка". Большинство поддерживает, что правительство вкладывает, государство вкладывает деньги в этот проект. Вместе с тем, фонд коронавируса, например. Есть много нареканий, что деньги пошли на строительство дорог. Есть в этом определенные аргументы и с ними можно согласиться. Но, почему эти деньги, например, не направить на поддержку населения, на тех, кто больше всего сегодня нуждается, на социально незащищенных людей, почему на дороги?

Эти деньги, собственно, фонд, он был разделен на две части. Одна из них - это непосредственно... Это же фонд для борьбы с COVID и последствиями этой эпидемии. Сама борьба непосредственно - это медицина, лекарства, оборудование, это поддержка тех частей населения, которые в этом нуждаются, и мы эти программы запустили, они очень успешно работали. Статистика говорит о том, что огромное количество людей, семей, физических лиц-предпринимателей воспользовались этой помощью государства, миллиардные средства на это пошли. Вторая частица - это борьба с последствиями. А последствия – это экономический кризис. И, по нашим опросам, уже в мае-июне 80% украинцев больше боялись экономических последствий, экономического кризиса, чем коронавируса. Поэтому и правительством, и Верховной Радой, комитетом профильным было принято решение и направлена часть денег в реальный сектор экономики. А строительство дорог - тот сектор, который дает наибольший мультипликатор по созданию сопутствующих рабочих мест, кроме отрасли, и плюс дает очень хороший мультипликатор экономический, так как эти деньги - вложено 100 млрд беспрецедентных в этом году - почти 100 млрд запланировано и осваивается. Это фактически пять раз вращается в экономике и превращается в довольно мощный ресурс, подтягивая и средний бизнес, и малый бизнес. Мы также с банкирами исследовали, как проходят эти деньги в экономике. Это один из тех элементов, который дал нам возможность не провалить экономику. Если, например, в Соединенных Штатах падение экономики во втором квартале 34%, в Украине мы ожидали 14, но только минус 11% получили, то есть даже лучше, чем мы пессимистично рассчитывали в начале карантина. И я считаю, что как раз программа "Большая стройка", которую инициировал президент Украины, программа строительства дорог - тот фундамент экономический, который сегодня дает нам более или менее спокойно и уверенно проходить экономический кризис мировой.

Принимается. Бюджет 20-21, мы понимаем, что будет подан вовремя в Верховную Раду, каким он будет? Его уже называют социальным. Если да, то что же в нем такого социального будет?

Рост минимальной заработной платы, индексации пенсий, помощь малообеспеченным семьям, которая закладывается на время кризиса. Опять же, мы продолжим те программы, которые действовали и в этом году, потому что действительно часть бизнеса будет страдать от этого кризиса и в этом, и в следующем году. Поэтому мы продолжим программы поддержки людей, которые потеряли работу, и поддержки малого и среднего бизнеса, который нуждается в ней. Это как раз социальная ответственность и социальная составляющая. Но мы точно не забываем и об инвестиционной составляющей. И этот бюджет будет больше развивающе-экономическим, и больше инвестиционным, потому что мы сегодня делаем реформу государственного фонда регионального развития. Мы сегодня смотрим на продолжение программы "Большая стройка", ее расширения. Мы также уровень строительства дорог не собираемся снижать, а хотим еще усилить и увеличить строительство дорог в Украине, потому что это является тем фактором, который приведет сюда инвесторов. Хорошие дороги будут означать быстрое сообщение, легкое перемещение значительных кадровых ресурсов. Это то, что привлечет сюда инвесторов, это один из элементов, один из основных элементов.

Учебный год уже стартовал. Вы проводили совещание, где говорили, что и МОН, и Минздрав должны работать совместно с местной властью, чтобы все было под контролем, что это приоритет. Но мы понимаем и видим на местах, что проблема закупки средств защиты, основы для обеспечения безопасности в учебных заведениях, возложена фактически на плечи родителей. Хотя номинально это должна выполнять местная власть, которая должна обеспечить школы. Но мы понимаем, что в большинстве случаев всех своих детей обеспечивают родители. Как вы к этому относитесь?

Органы местного самоуправления должны обеспечить учителей и персонал учебных заведений средствами индивидуальной защиты, средствами дезинфекции, должен быть обеспечен соответствующий режим пребывания в школах, то есть маркировка школ, проведение учебного процесса. Конечно же, обеспечение детей средствами индивидуальной защиты лежит на плечах родителей, это также естественный процесс, и есть определенные параметры. На уроках дети работают без масок, с соблюдением социальной дистанции. В перерывах, когда социальная дистанция уменьшается, дети должны быть в масках. Это задача родителей, это, еще раз повторяю, естественный процесс, и он не зависит от того, учится ребенок в школе, он дома, или он гуляет во дворе. Родители должны заботиться о своих детях. Мы также предоставили возможность дистанционного обучения, онлайн-обучения, домашнего или экстерном. Все эти вещи предполагаются, этот учебный год особенный. Он особенный во всех странах, и в Украине, в частности. Он начался, мы позволили начать его традиционно. Буквально во вторник, первого числа, мы были с рабочим визитом в Хмельницкой области, и такое своеобразное сделали поздравление. С другой стороны - инспекцию и в академии, и в школе, и в детском саду, и в профессионально-техническом училище. И увидели... в школу, кстати, мы заехали внезапно, то есть, просто школа, которая была по дороге, мы остановились, зашли, посмотрели, как происходит процесс обучения. Абсолютно все было в соответствии с процедурами. Первые дни, мы понимаем, что школы будут очень ответственные, и директора школ, и родители будут относиться очень ответственно. Интересно, хватит ли сил у преподавателей, у учителей, у директоров, у детей держать такой уровень дисциплины в течение последующих периодов. И поэтому мы сейчас создали рабочие комиссии, мы дали поручение председателям областных государственных администраций провести в течение следующих недель контроль - в каких школах соблюдается или не соблюдается обучение, потому что это важный сегодня момент - научиться нам всем вместе и научить этому детей жить рядом с этой болезнью. Это важно.

И еще одно главное событие этой осени - местные выборы. Они должны завершить процесс перезагрузки власти и закончить процесс децентрализации. Выборы состоятся и в районах "красной" зоны. Ваши ожидания, предостережения и прогнозы?

Выборы состоятся. Мы полноценно к ним готовимся. Мы очень хотим, чтобы они прошли без эксцессов, и прошли для всех, потому что выборы - это должно быть волеизъявление всех граждан, это требование Конституции. К сожалению, мы сегодня не можем спрогнозировать точно, в каких регионах будет "красный" уровень, где может быть заболевание в участковых избирательных комиссиях - это тоже возможно. Все живые люди, и работники участковых избирательных комиссий также, даже при соблюдении всех безопасных режимов, а они уже работают сейчас, могут подвергаться, к сожалению, этой болезни. Это основной вызов - сможем ли мы одновременно во всех общинах провести выборы, или, возможно, где-то в связи с таким форс-мажором могут быть не в рабочем состоянии участковые избирательные комиссии. Мы сейчас работаем совместно с Советом национальной безопасности и обороны над тем, чтобы обеспечить максимально открытый и одновременный процесс избирательный, 25 октября, вовремя. Работает Центральная избирательная комиссия. Мы разрабатываем алгоритмы, протоколы, как все должно происходить в этих условиях. Большое количество участковых избирательных комиссий находится в учебных заведениях, мы также сейчас работаем с Министерством здравоохранения и Министерством образования над тем, чтобы, возможно, на несколько дней приостановить учебный процесс там, где будут участковые избирательные комиссии. Мы работаем над тем, как же будет проходить второй тур в тех городах, городках, где будут выбирать председателей соответствующих территориальных общин. Там также придется еще доработать уже во втором туре, и также алгоритмы соблюсти. Поэтому вызовов много, мы их все уже понимаем, и мы сейчас работаем над тем, чтобы максимально обеспечить безопасность избирательного процесса в этом году.

Какая у вас коммуникация с президентом? Как часто вы видитесь, общаетесь и какие, возможно, задачи получаете?

Мы общаемся почти каждый день. Это телефонные общения, это совещания. У нас каждый день селектор соответствующий по проблемам коронавируса, у нас есть селекторы сейчас, например, по чрезвычайной ситуации в Харьковской и Луганской областях, где сегодня пожары. И состоялось сегодня основательное, действительно основательное совещание с включением, с докладами, с тем, как мы действуем, с координацией. Поэтому у нас достаточно хороший, плотный режим общения с президентом, с Офисом президента. Я считаю, что у нас абсолютно хорошо скоординированная работа сегодня всех ветвей власти.

И еще мой личный вопрос: каким премьером вы хотите быть для украинцев? Если попытаться дать вам характеристику - вы не делаете громких заявлений, не даете громких обещаний популистских, вы не жалуетесь на предшественников. В то же время вы не объявляете себя борцом с коррупцией, вы не говорите, что вы научите управлять государством. Какую страницу современной истории Украины вы пишете?

Я просто процитирую Андрея Шептицкого: "Не потоком шумних і галасливих фраз, а тихою щоденною працею любіть Україну". Я хочу быть премьером, который делает работу так, как он умеет, делает это лучше, не давая обещаний, делает для украинцев все лучшее, дает результат, а не рассказывает какие-то байки, какой-то популизм, который невозможно выполнить. Наверное, да.

Спасибо. И приятная часть нашего интервью. Я подготовила для вас специально такие экспресс-вопросы, блицы, чтобы вы давали краткие ответы, но, надеюсь, очень точные, чтобы украинцы поняли, какой вы человек. Больше, глубже. Готовы? Попробуем?

Поехали.

Чего сегодня больше всего не хватает украинцам?

Положительных новостей, наверное.

Какой должна быть средняя пенсия и зарплата, чтобы хватало на жизнь?

Мы сегодня проговорили с вами. 15 тысяч гривен средняя зарплата и, наверное, было бы хорошо минимум процентов 30 - чтобы средняя пенсия была в Украине от средней зарплаты. Ну, по меньшей мере. То есть, пять тысяч. Если говорить конкретными фразами, то средняя зарплата 15 тысяч, средняя пенсия - пять тысяч. Это тот уровень, к которому мы должны идти. Я не говорю, что это мы получим сегодня, не воспринимайте это как обещание, а воспринимайте это как те параметры, к которым мы идем, и куда мы будем вести Украину и украинцев.

Но сегодня должны бы получать такие деньги, чтобы прожить достойно?

Сегодня средняя зарплата 11 тысяч гривен, средняя пенсия - около трех тысяч гривен. Наверное, это мало. Я хотел бы, чтобы украинцы получали более достойные и зарплаты, и пенсии.

Да. Насколько вы боитесь заразиться коронавирусом?

Я не боюсь заразиться коронавирусом. Но я очень безответственно относиться к своему окружению. К своим родным, к тем, с кем я работаю, и заразить еще кого-то. Поэтому очень важно использовать средства индивидуальной защиты, чтобы не себя уберечь, чтобы уберечь большой круг, который вас окружает.

Чего вы больше всего боитесь?

Наверное, каких-то катаклизмов, которые негативно сегодня будут влиять на Украину. Я с точки зрения своей должности. Конечно, переживаю за то, чтобы у нас был мир, чтобы у нас была стабильная экономика, чтобы у нас люди имели достойную жизнь, имели достойную медицину и образование. Это длинный ответ, но у меня нет какого-то страха естественного, но у меня есть переживания за наше государство и за людей.

Теперь конкретные знания - сколько стоит один килограмм гречки?

Это важные продукты. Конечно, мы еженедельно с министром экономики мониторим стоимость продуктов. Сегодня гречка стоит в среднем 35 гривен, но на самом деле есть разные сорта, она колеблется от 34 до 42 гривен. Мы видим это, это так называемый список товаров для ежедневного потребления, социальных товаров.

Скажите еще, литр молока сколько стоит?

В среднем от 20 до 24 гривен.

Есть такое. Десяток яиц?

Десяток яиц должен стоить в среднем сегодня где-то 25 гривен, две с половиной гривны за яйцо. Но на самом деле это колебание от двух гривен по акциям до 2,80. То есть в разных магазинах цена колеблется.

Большие масштабы: тонна зерна сколько стоит?

Тонну зерна мы тоже отслеживаем. Есть цена на элеваторах, и есть цена уже снабжения. На элеваторах тонна зерна сегодня стоит между 5800 и 6000 гривен уже этого урожая, в этом году. До 6000 гривен.

А что дороже, яблоки или бананы? Это, кстати, вопрос этого лета.

Сезонный товар, на самом деле, и зимой и летом цена может отличаться. Сейчас сезон яблок, яблоки стоят немножко дешевле, чем бананы.

Неправда.

В сезон такой, зимне-летний, когда яблок меньше, бананы стоят немножко дороже.

Смотрите, нонсенс этим летом - что бананы стоят дешевле яблок. Бананы стоят 23 гривни за килограмм, в среднем, а яблоки стартуют от 25. Такие, нормальные яблоки - до 40 гривен за килограмм.

У нас другая статистика. Там разница по магазинам может колебаться. То есть я вижу статистику, средняя цена бананов - в районе 25 гривен, а яблоки стартуют от 20 и средняя цена - 23 грн. Это то, что мы видим. Но это разные магазины. Можно же брать сеть АТБ, можно брать сеть "Сильпо", то есть там цены разные. Они колеблются.

Что бы вы никогда не сделали в жизни?

Не изменил бы родине. Это, опять же, с точки зрения должности премьерской. Но на самом деле есть многие вещи, которые я не делал бы через моральные барьеры. Хотя реально, я думаю, у каждого человека есть много вещей, которые он никогда не делал. У меня тоже таких вещей много.

Ваша самая большая неудача, провал?

Не знаю, трудно сейчас сказать. Наверное, тоже провалов было в жизни много, но я называю это опытом. На самом деле каждая неудача делает человека сильнее. Я не назову сейчас конкретной, но скажу, что их было много, как и у каждого человека.

Да. Сколько каждая украинская семья тратит на питание еженедельно?

Это больной вопрос. Потому что, к сожалению, разные украинские семьи тратят разные средства. Мы сегодня проговорили с вами о статистике, и как украинцы чувствуют себя. К сожалению, сегодня бюджет украинский не позволяет им тратить на нечто большее, чем питание, и многие семьи почти весь свой бюджет, почти 80%, тратят на питание. Это нехорошая практика, в развитых странах питание в бюджете должно занимать до 50%. Это означает, что бюджет должен быть настолько достаточным, чтобы питание в нем, нормальное питание, составляло половину. Тогда уже остальные можно тратить на одежду, отдых, откладывать деньги на что-то. Это тоже цель нашего правительства и то, что мы хотим сделать для украинцев, чтобы бюджет не тратился на только, чтобы бюджет был достаточен для того, чтобы его хватало не только на еду.

А сколько ваша семья тратит на коммуналку?

У меня бюджетом семьи заведует жена. Поэтому я не отвечу вам сейчас на этот вопрос. Но традиционная украинская семья - все в руках жены.

Тогда следующий вопрос - Екатерина, Анна, София, кто главный в семье?

Жена, конечно.

Екатерина.

Она.

Есть ли у вас домашнее животное?

У нас был песик. Сейчас нет домашнего питомца.

Едите вы фаст-фуд?

Иногда ем. С детьми, в «МакДональдз». Сейчас, наверное, уже полгода точно... Нет, ел. В аэропортах ели какой-то фаст-фуд, когда в каких командировках, и так далее. Да, бывает, не злоупотребляю.

Наказываете себя за это?

Нет. Я очень редко это делаю.

Считаете, что вред небольшой?

Наверное, да.

Кем вы мечтали стать в детстве?

В очень маленьком детстве - трактористом. И еще хотел иметь очень много детей. Когда был маленьким мальчиком. Так родители рассказывали.

Класс. А уже в таком возрасте, в подростковом?

В подростковом разные были желания. Я и программистом хотел стать, в тот момент, в 90-х годах это было еще, ИТ-шник - не было такой профессии, был программист или оператор электронно-вычислительных машин. То есть это было одно из направлений, куда бы мне хотелось пойти. Второе - экономика, и я пошел по пути экономики, и всю свою жизнь посвятил этой отрасли.

Кстати, я забыла сказать в начале, что вы кандидат экономических наук.

Прошел такой путь. От и до.

Кто вам мешает работать?

Мне невозможно помешать работать.

Супер. Есть ли у вас выходные и как вы их проводите?

В традиционном смысле сейчас, работая в правительстве, наверное, выходных нет. Фактически субботы-воскресенья - много мероприятий, много совещаний, работа по графику довольно напряженная. Но, когда выпадает какая-то возможность выходного, например, в воскресенье, или полтора дня, конечно, я стараюсь с семьей проводить.

Эти выходные будут выходными?

Не полностью. Сейчас сложные ситуации, действительно, и в ряде областей. Но, когда есть такая возможность - то да.

Говорят, что вы работаете круглосуточно. Сколько вы спите?

Я думаю, чтобы большинство премьеров украинских спали мало. Семь часов - вознаграждение, 7 часов сна. В среднем, наверное, плюс-минус 6 часов, и, если график разложить, то, в принципе, сейчас рабочий график - это 14-16 часов в сутки. Но это такой стандарт. Но это интересная работа, это ответственная работа, и этот график, этот темп - он держит в тонусе и премьер-министра, и правительство, и Кабинет министров. Я думаю, что сегодня работать меньше – это будет... я буду считать это преступной бездеятельностью по отношению к нашему государству.

А депутаты должны больше работать?

Задача депутатов - принимать полезные, правильные законы для нашего государства.

Многие говорят, что они должны работать круглосуточно, чтобы наработать те законы, по которым должно государство жить.

Мы совместно работаем - и Кабинет министров является инициатором законодательной инициативы, и депутатский корпус. У нас на самом деле, я считаю, довольно продуктивная работа над изменениями в законы. Конечно, хочется еще быстрее и качественнее это делать, но пока есть так, как есть. Я считаю, что мы набрали и держим хороший темп работы.

Думали ли вы, год назад, что станете премьером?

Нет, не думал. Не представлял этого.

Вы счастливы от того, что стали премьером?

Это нельзя назвать счастьем, так как этот груз ответственности, груз ответственности, он, конечно, создает такой определенный элемент переживаний... Честно говоря, я не вижу, кто вообще был бы счастлив от того, что он стал бы премьер-министром в такие сложные времена. Счастье, наверное, измеряется совсем другими параметрами, а не должностью или уровнем власти. Это точно, я вас в этом уверяю. Счастье - не во власти и не в должности.

И последний вопрос: наиболее яростный случай, отчаянный, в вашей жизни?

Согласиться стать премьер-министром Украины. Это, наверное, наиболее яростный поступок. Но я точно об этом не жалею, и точно сделаю все от меня зависящее для того, чтобы мы удержали государство в экономическом кризисе, более того, начали восстанавливаться и получили очень хорошее развитие. У нас очень богатое, очень хорошее государство. У нас очень продуктивные и очень творческие люди. Мы все для того, чтобы быть счастливыми и жить в успешной стране. Я просто в этом убежден глубоко и до глубины души.

Я вам очень благодарна за интервью. Вы очень интересный и образованный человек. И я убеждена, что вы занимаетесь делом своей жизни. Спасибо.

Спасибо большое вам, спасибо вам, уважаемые зрители, спасибо.

Я с удовольствием вам пожала бы руку, честно.

Давайте кулачком. Такой голос у вас родной уже, привычный.

Почему?

Ну, в телевизоре же слышно.

Мне очень приятно тоже с вами лично познакомиться, я смотрела интервью, вижу вас только по телевизору. И я очень счастлива от того, что страна наконец получила профессионального, опытного, образованного и премьера, и просто хорошего человека. Благодарю вас за то, что вы есть.

Спасибо. Очень приятное интервью. И очень милое и основательное.

Я рада, что вам понравилось.

На самом деле таких вещей нужно давать больше. Мы живем сегодня... вы спрашивали, чего не хватает украинцам. Положительных новостей нам не хватает. Потому что мы постоянно находимся под давлением негатива, его становится все больше, и больше, и больше - и с экранов телевизоров, и в интернете. И это, на самом деле, то, что мешает быть украинцам, наверное, более расслабленными и счастливыми. Конечно, когда не хватает денег - здесь трудно расслабиться. Но вокруг есть возможности, вокруг есть те элементы, которые приносят счастье и удовольствие. О них тоже надо говорить - больше, чаще. Надо поддерживать друг друга. И это то, что будет давать нам хорошее настроение.

Спасибо. Желаю вам, чтобы премьер - это надолго. Я понимаю, что от этого можно быстро устать. Но Украина в ваших руках.

Мы все выдержим. И все будет хорошо, и министры отработают, все будет так. Спасибо большое вам, и команде спасибо.